В Калуге появится крематорий?
Мы решили разобраться в скандальной ситуации, возникшей вокруг так называемого частного кладбища в Карачево.
Серое дождливое утро. Мы нарезаем круги вокруг Карачево в поисках незаконного кладбища, которое прогремело на весь город благодаря местному депутату Михаилу Смирнову.
Раздутый скандал
На заседании городской Думы он заявил, что жители Силикатного и деревни Карачево обеспокоены тем, что по соседству с их домами строится частный погост: установлена стена-колумбарий, подготовлены два участка и уже произведены первые захоронения. Разрешения на строительство городская управа не давала, да и в целом частные кладбища — вне закона.
— Речь идёт об услугах кремации и так далее, — подчеркнул СМИРНОВ.
По этому поводу местный телеканал снял сюжет: разгневанные калужане на камеру кричат о том, что они против строительства крематория.
Вот мы и решили, что кладбище и будущий крематорий упираются в их дома. Но ничего подобного рядом с жилым массивом не нашли. Устав от бесплодных поисков, обратились к местному жителю.
С его помощью мы обнаружили так называемое частное кладбище. Оно граничит с местным погостом. Здесь действительно возведён фрагмент кирпичного забора, очень похожий на колумбарий, выложены бетонные дорожки. Участки между дорожками выглядят как места под могилы, тем более что одно захоронение уже есть. При виде свежей могилы вспомнились слова Смирнова:
— По предварительной информации, это женщина 1971 года рождения, у которой остался один ребёнок, собравший 70 тысяч рублей, чтобы захоронить её в этом месте, которое на сегодняшний момент незаконно.
Выставка под открытым небом
Обвинённый в возведении частного кладбища предприниматель Денис ВОЙДЕ согласился рассказать нашему изданию, что же на самом деле возводят рядом с карачевским кладбищем:
— Жители Силикатного недовольны строительством крематория. Какого крематория? Такое строительство — очень сложное и дорогостоящее дело, на которое нужно получить массу предварительных разрешений. Никакого крематория я, естественно, не строю и строить не собирался.
Что касается якобы открытия частного кладбища — мне известно, что в соответствии с законами РФ частный инвестор или собственник не имеет права создавать и организовывать кладбище. Я это понимаю и закон не нарушаю.
Обсуждаемая в данном случае территория прилегает к существующему городскому кладбищу, границы которого сильно размыты. Из-за этого получается, что граждане часто производят захоронения на частной земле, а не на той, которая принадлежит городу. В основном это происходит по недосмотру со стороны хозяйствующих организаций.
С земли, которая вверена мне в управление с целью благоустроить, мне пришлось вывозить кладбищенский мусор за собственный счёт, причём вывозился он КАМАЗами. Целью приобретения данного участка было его благоустройство и возведение на нём православной часовни, проектировщиком которой выступил архитектор Игорь Савичев.
Эта часовня будет иметь название «В честь иконы «Всех скорбящих радость». Строится она по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента.
После окончания строительства часовни собственник земли планирует передать её в ведение Русской православной церкви, а землю с захоронениями — городу Калуге, причём безвозмездно.
На прилегающей территории под открытым небом будет выставлена ритуальная экспозиция, которая наглядно покажет людям, как разнообразно и красиво можно благоустраивать захоронения. С дорожками, с лавочками, с освещением.
Эксгумация
Конечно, мы не могли не спросить про захоронения на частной территории. Вот что пояснил нам Денис Войде:
— Все необходимые объяснения даны правоохранительным органам. Заявления городских властей по поводу эксгумации тел, захороненных на территории, принадлежащей частному собственнику, во‑первых, являются абсурдными, во‑вторых, затрагивают судьбы сотен калужских семей, имеющих захоронения родных на данном участке земли. Ещё раз подчёркиваю, что собственник земли не имеет претензий ни к существующим захоронениям, ни к родственникам там похороненных, ни к действующей власти. При этом несогласованных захоронений с самовольным захватом муниципальных земель — уйма, да и нарушений исполнения постановлений городской власти в виде захоронений на закрытых кладбищах — тоже.
Мёртвые души
Как получилось, что землю продали вместе с могилами, мы поинтересовались в городской управе.
— По информации Росреестра, земельные участки, на которых осуществляются захоронения, ранее принадлежали Карачевской птицефабрике и были образованы в результате раздела земель сельскохозяйственного назначения. В 2008 году земли птицефабрики по договору уступки № 1 были переданы ОАО «Сбербанк». В 2016-м ОАО «Сбербанк» продал земельные участки ЗАО «Азаровский завод строительных материалов». Впоследствии ЗАО «Азаровский завод строительных материалов» продал их физическим лицам. Городская управа Калуги подробной информацией о переходе права на земельные участки не обладает, — заявили нам.
Проект часовни.