«Я стояла и плакала, глядя, как ломают дом»
13 октября в Калуге уничтожили ещё одно историческое здание.
Сказочной избушки Берендея — именно так называли в городе одноэтажный домик под номером три на улице Луначарского — больше нет. Дом снесли так же, как полгода назад сломали дом Билибина: ранним утром в субботу. Ирония ситуации заключается в том, что она была очевидной для многих ещё несколько месяцев назад. Однако те, от кого зависела судьба дома Яковлева, палец о палец не ударили, чтобы его спасти.
Слухи
Уничтоженный дом был построен в 1910 году губернским инженером и архитектором Александром Яковлевым и являлся одним из двух сохранившихся в городе зданий в стиле деревянного модерна. Много лет он числился выявленным объектом культурного наследия. Но в 2008 вдруг утратил статус.
Как и большинство других исторических зданий в Калуге, дом Яковлева медленно ветшал, терял привлекательность, пока год назад не попал в поле зрения участников проекта по сохранению в городах исторической среды «Том Сойер Фест». Энтузиасты за свой счёт привели здание в порядок: заменили практически весь фасад, фундамент, двери, декоративные детали, крыльцо, покрасили его. Ремонт обошёлся волонтёрам в сумму около 300 тыс. рублей.
— Разговоры о сносе начались ещё прошлой осенью, когда мы доделывали дом, — рассказывала нам минувшим летом координатор проекта Ольга НЕБОЛЬСИНА. — Одна из жительниц говорила, что к ним уже приходили риелторы.
Письма и обращения
В июле архитекторы, краеведы, художники, волонтёры, обеспокоенные слухами о сносе дома, обратились с открытым письмом к городскому голове с просьбой сохранить историческое здание.
Дважды члены общественного совета при областном Управлении по охране объектов культурного наследия голосовали за включение дома Яковлева в перечень объектов культурного наследия, но региональный минкульт отказал.
Интересовались судьбой исторического здания и журналисты. Вопрос о сносе и строительстве на месте дома другого задавали градоначальнику на пресс-конференции 21 августа.
— Мы проверили, посмотрели в части наличия у участка инвестора — эта информация не подтверждается, — ответил тогда Дмитрий РАЗУМОВСКИЙ.
«Информация о том, что указанный дом выкуплен частным инвестором, в Управлении ЖКХ отсутствует», — говорится в ответе на наш запрос в горуправу на ту же тему.
Однако чуть позже мы получили оттуда ещё одно письмо. В нём сказано, что по земельному участку «принято решение о подготовке документации по планировке территории». Документы предложила подготовить некая Г.К. Родионова. Обращение от неё поступило в горуправу ещё 24 апреля нынешнего года.
Странно, что городской голова не знал об этом.
Досрочный снос
Ровно через неделю после пресс-конференции Разумовского, 28 августа, на сайте горуправы опубликовали постановление главы городского самоуправления г. Калуги № 29 «О проведении общественных обсуждений по проекту планировки территории и проекту межевания территории, ограниченной улицами Луначарского, Дзержинского, Николо-Козинской, Тульской».
Судя по информации в прикреплённых к постановлению файлах, разработчик проектов планировки и межевания предполагал объединить земельные участки под домом Яковлева и под соседним, № 5, — возможно, для строительства на их месте некоего крупного объекта.
Кстати, дом № 5 ушёл с молотка в октябре прошлого года. Его выкупил за 17 млн. рублей (при начальной цене в 5 млн.) некто Евгений Александрович Усов.
Процедура общественных обсуждений должна была завершиться 24 октября. То есть владелец здания уничтожил его досрочно, тем самым, по сути, нарушив закон.
— О сносе сообщил накануне, поздно вечером один из подписчиков нашей группы в социальных сетях, — говорит Ольга Небольсина. — Проходя мимо дома Яковлевых, он увидел ограждение и поинтересовался у рабочих и прораба, что происходит. Те ответили, что в субботу дом снесут. Я была на месте около 10 утра. На тот момент примерно половину здания уже уничтожили. Я стояла и плакала, глядя, как ломают дом.
Новость вызвала шквал негодования не только в городе, но и далеко за его пределами. Она мгновенно разнеслась по всем российским СМИ.
Символично, что дом Яковлевых уничтожили на следующий день после встречи городского головы со старшейшим калужским архитектором Александром ДНЕПРОВСКИМ, на которой они говорили как раз о сохранении исторического облика областного центра.
«На опасения архитектора за будущее деревянных домов и исторических зданий градоначальник уверил его, что к ним в Калуге будет особое отношение», — сообщает пресс-служба горуправы на своём сайте.
«Нас никто не информировал!»
Надо отдать должное Дмитрию Разумовскому: его реакция на новость о сносе дома была моментальной. Вскоре после того, как о нём стало известно, он написал в соцсетях, что горуправу о проведении работ никто не информировал, хотя собственник обязан был сделать это за неделю.
Уже в воскресенье Разумовский встретился с представителем владельца дома. Правда, внятных объяснений, по его словам, не услышал.
— Изменённый проект планировки этой территории пока не утверждён и без широкого публичного обсуждения утверждён не будет, — пообещал градоначальник. — Так что сделать там что-то просто так уже не получится. Собственнику предложили дом восстановить, после этого продолжим обсуждение перспектив освоения этой территории. И делать это будем публично.
Разумовский поручил контролирующим органам провести проверку. Кроме того, он извинился перед волонтёрами, которые восстанавливали дом Яковлева, а также призвал калужское бизнес-сообщество думать не только о прибыли.
— Думайте о людях, пожалуйста. В противном случае нормальной работы в нашем городе у вас не получится, — сказал глава Калуги.
Дальше — что?
Калужане позицию Разумовского оценили и сделали ответное предложение — ввести по примеру Рязанской области мораторий на снос старинных зданий и сооружений. Кстати, вопрос об этом мы задавали городскому голове на всё той же пресс-конференции 21 августа. Разумовский ответил, что принять такой закон на уровне муниципалитета невозможно.
Что мешает городу выйти с соответствующей инициативой в региональное Заксобрание, непонятно. Как и то, почему при горуправе до сих пор не создан отдел по охране объектов культурного наследия, хотя федеральное законодательство это как раз позволяет.
Вопросов много не только к городским, но и областным властям. Ведь именно «благодаря» региональному минкульту тот же дом Яковлева лишился охранного статуса. И именно это ведомство отказалось вновь ставить здание под защиту.
Почему? Ответа нет. А памятники истории продолжают уничтожать. Благо в Калуге ещё есть чему гореть и что сносить.
Утром 13 октября он превратился в груду досок и битого стекла.