Мёртвые цифры против живых людей
Тема пенсионной реформы останется с нами надолго. Информационных поводов — через край. Вот на прошедшей неделе в Госдуме состоялись посвящённые ей парламентско-общественные слушания. Цель их, по выражению спикера Вячеслава Володина, «снять напряжения, где они есть». Форум психотерапевтов, не иначе.
Казалось бы, чего проще: сверните непопулярную реформу — напряжение снимется само собой. Нет, говорят, реформу сворачивать нельзя, а против тревожности населения у нас сильнодействующий транквилизатор — мнения экспертов, оперирующих «волшебными» цифрами.
Большинство приглашённых экспертов — понятно, кого попало в Госдуму не позовут — решение правительства о повышении пенсионного возраста поддержали. Один из них вопреки прописанному Володиным рецепту пророчески оговорился: негативные эмоции россиян никуда не денутся. Однако дело сделать всё равно решили.
Роль главного психотерапевта сыграл председатель Счётной палаты Алексей Кудрин. Сначала, как положено, напугал: реформу нужно было начинать десять лет назад, мы подошли к черте, стоим буквально на краю, если возрастные пенсионные границы оставить неизменными, пенсии сократятся на 4% к 2024 году и на 7% — к 2035-му. Потом успокоил: повышение пенсионного возраста позволит увеличить реальные пенсии к 2024 году на 10%, а к 2035-му — на 25.
Было много и других цифр, но они меня ничуть не успокоили. Вот чего бы я хотел? Выйти на пенсию в гарантированные Конституцией 60 лет (с сохранением возможности работать!) и получать на 4% меньше, чем нынешние пенсионеры, а потом когда-нибудь, если доживу, и на 7% меньше? Или стать пенсионером на 5 лет позже, если доживу, и получать пенсию на 10%, а потом аж на 25% больше?
Без колебаний я выбрал первый вариант. И не хочу я этой принудительной заботы нынешнего господина Кудрина обо мне образца 2035 года. Точнее, научен в такую заботу не верить. Так что позаботьтесь, если можете, обо мне нынешнем. А если не можете — хотя бы не мешайте спокойно дожить. Наверное, я совсем не поддаюсь психотерапевтическому воздействию.