Докопались!
Жители новостройки на Правом берегу боятся остаться без крыши над головой.
В новую пятиэтажку на улице Полесской Ольга Васильевна ГРИЦЕНКО и её супруг переехали два года назад. Поначалу всё радовало: планировка квартиры отличная, отопление индивидуальное, в перспективе ожидалась ещё и собственная кладовка в подвале.
«Никаких кладовок!»
— В соседних домах люди такие кладовочки уже давно сделали, — говорит Ольга Васильевна. — Два года назад провели и мы собрание собственников: мол, давайте собирать деньги, заниматься подвалом. Откуда ни возьмись прискакала девица, худая такая, шустрая, и говорит: «Этот подвал — мой! Я его купила! Никаких ваших кладовок тут не будет! Даже не думайте!»
Возмущённые жильцы отправились в управляющую компанию. Тогдашний её руководитель подтвердил: в мае 2016-го компания-застройщик, действительно, продала подвал этого дома. Народ пошумел-пошумел, да толку-то?
Офис в подвале
Эта история получила продолжение спустя два года, в конце июля 2018-го.
— Недели три назад, это была суббота, слышу у себя под окнами — я живу на первом этаже — шум, гам, тарарам, — продолжает Ольга Васильевна. — Вышла — вижу молодых ребят, человек 12. Стала расспрашивать — оказалось, что они собрались копать в подвале.
Жители быстро сбегали в офис управляющей компании за генеральным директором, благо та суббота была у него приёмным днём. Тот тут же пришёл, попросил прекратить работы, поскольку никаких разрешительных документов на их проведение не видел.
— С владелицей подвального помещения мы общались в мае этого года, — говорит гендиректор УК «Рождествено» Андрей САВУЛА. — Она приходила за проектом подвала. Сказала, что хочет сделать там офисы — у неё юридическая фирма. По всем документам эти помещения являются техническим подпольем с коммуникациями. Вентиляции там нет. То есть для того, чтобы там могли находиться люди, необходима перепланировка, выполнить которую может только специализированная организация. Я сказал собственнице, что необходимо подготовить проект, вынести коммуникации — они должны быть доступны для обслуживания. Но она отказалась беседовать с нами.
До той самой июльской субботы, когда во дворе дома № 67 появились рабочие, Андрей Савула с владелицей подвала больше не общался. Она сама позвонила гендиректору УК, когда тот попросил молодых людей прекратить работы.
— Стала спрашивать, на каком основании я препятствую их проведению. Заявила, что я нарушаю её права, что она не обязана предоставлять мне какие-либо документы. Затем перешла на повышенные тона, оскорбления. Я прекратил разговор, когда понял, что конструктивного диалога у нас не получится.
Часа через два споров и препирательств рабочие всё-таки собрались и ушли. Но уже на следующий день вернулись и резво принялись за дело. Помешать им Андрей Савула уже не мог, потому что ушёл в отпуск.
— Копали две недели, каждый день с 9 утра до 5 вечера, — вздыхает Ольга Васильевна. — Тут такие горы земли были! В конце работ они вывозили уже глину. Некоторые наши соседи были в подвале. Говорят, если раньше высота потолка была 1 м 70 см, то стала 3 м 30 см! Слышали, что девица эта — владелица подвала — собирается строить здесь магазин. Но документов на строительство у неё нет! Мы очень боимся, что этот подкоп плохо отразится на состоянии нашего дома. У нас фундамент и так весь в трещинах.
Моя хата с краю?
Интересуюсь у генерального директора управляющей компании, насколько обоснована тревога жильцов.
— Опасения самые непосредственные! — отвечает Андрей Савула.
— Почему же вы не вызвали полицию, когда пришли рабочие и собрались копать?
Ответ кажется мне несколько странным:
— Вообще-то полицию хотела вызвать она (собственница подвала. — Прим. ред.) — за то, что препятствую проведению работ.
— Ну пусть бы и вызывала, — говорю я. — Полиция заодно проверила бы законность проведения работ.
Мой собеседник молчит. А я продолжаю задавать вопросы, ответы на которые снова удивляют.
— После возвращения из отпуска вы пытались выяснить, например, в Управлении архитектуры, градостроительства и земельных отношений, есть ли у владелицы разрешение на проведение работ в этом подвале?
— Нет, такой инициативы я не проявлял, — говорит Андрей Савула.
— Но почему?! — удивляюсь я его инертности. — Ведь если, не дай Бог, с этим домом что-то случится, с вас с первого спросят!
Ольга Гриценко тут же комментирует:
— Управляющая компания заодно с этой дамой!
Ждём проверки
Поняв, что от руководства УК ждать помощи не приходится, жители дома № 67 взялись за дело сами: их письма с требованием прекратить работы в подвале и разобраться в ситуации отправились сначала в прокуратуру города, затем — в Государственную жилищную инспекцию Калужской области.
— Обращение нам поступило, — говорит руководитель ГЖИ Алексей ДУЛИШКОВИЧ. — Постараемся в кратчайшие сроки выехать на место и провести проверку законности действий владельца подвального помещения.
Специалистам Госжилинспекции предстоит также выяснить законность сделки по продаже подвала, который изначально был общедомовым имуществом, оплаченным из карманов дольщиков.
Покупая квартиры, Ольга Васильевна ГРИЦЕНКО и её соседи были уверены, что подвал принадлежит им.
Жильцы опасаются, что работы по углублению подвала приведут к повреждению здания — его фасад и без того весь в трещинах, хотя дому всего два года.