«Школьные журналы и бумажные дневники – это архаизм»
На прошлой неделе министр образования и науки Калужской области Александр АНИКЕЕВ провёл брифинг, посвящённый Государственной итоговой аттестации (ГИА). Для девятиклассников она началась 25 мая, для одиннадцатиклассников — 28-го. Впрочем, вопросы, поднятые на встрече, как всегда, касались далеко не только выпускных экзаменов.
Про ЕГЭ
— Калужская область полностью готова к проведению Государственной итоговой аттестации, — рассказал Александр Аникеев. — В этом году мы открыли 37 пунктов проведения Единого государственного экзамена. Все они оснащены необходимыми средствами безопасности: металлодетекторами, системой видеонаблюдения.
По словам министра, новшество в процедуре сдачи ЕГЭ в этом году всего одно, но довольно значительное: контрольно-измерительные материалы теперь распечатываются перед началом Единого госэкзамена, прямо в аудитории, в присутствии выпускников. После ЕГЭ бланки с ответами выпускников сканируются и отправляются в региональный центр обработки информации.
— Это техническое новшество вводится по всей России для того, чтобы исключить человеческий фактор на стадии доставки экзаменационных материалов в пункты проведения ЕГЭ. Мы проводили несколько тренировок. Все сотрудники пунктов проведения экзаменов обучены работать по этой технологии.
В школах отношение к нововведению неоднозначное. Учителя считают, что 15–20 минут ожидания, когда распечатаются КИМы, добавляют детям ещё больше волнения.
— Психологическое напряжение, безусловно, присутствует. Но решение было принято именно такое, — сказал министр образования и науки. — Можно по-разному расценивать все эти вещи. Цель-то благая. Всё делается для того, чтобы показать открытость, что никто не жульничает, не тащит готовые решения и ответы, а всё происходит на глазах у детей.
Отвечая на вопрос о том, какие изменения ждут ЕГЭ в будущем, Аникеев сказал, что, если они произойдут, то коснутся содержания КИМов.
— Общий курс такой — убрать из заданий Единого госэкзамена и ОГЭ так называемые стандартизированные тесты с выбором одного-двух вариантов ответов, сделать задания более творческими, требующими не только поиска правильного ответа, но и демонстрации общего уровня развития выпускников.
Про архаизмы
На минувшей неделе в нескольких школах Калуги прошли собрания, на которых учителя объявили родителям, что со следующего учебного года образовательные учреждения полностью перейдут на электронные журналы и дневники. По словам педагогов, соответствующее указание они получили из регионального министерства образования и науки. Многих родителей это новшество, мягко говоря, шокировало.
«На мой взгляд, это удобно, когда все задания записаны в одном месте, — пишут читатели на нашем сайте kp40.ru. — При полном переходе на электронный дневник дети будут записывать задания в разных местах. Отсюда могут быть и путаница, и забывчивость. Придётся заводить что-то типа блокнотика для записи всех заданий — тот же дневник».
«А я до сих пор не могу зайти в этот электронный дневник! — негодует ещё одна калужанка — мама школьницы. — Пароль и логин, которые даёт учитель, не проходят на сайте. Классный руководитель разводит руками: мол, он в этом ничего не понимает. Управление образования отсылает к директору школы. И я такая не одна! Это первая проблема. Вторая заключается в том, что я своему 9-летнему сыну не разрешаю в моё отсутствие пользоваться компьютером. Кроме того, есть люди, у которых дома нет компьютеров. И как тогда дети будут делать уроки?»
— По закону все формы фиксирования результатов обучения и формы отчётности — это прерогатива образовательной организации, — прокомментировал Александр Аникеев на брифинге. — Поэтому решение должна принимать сама школа. Если говорить о позиции нашего министерства, то она широко известна педагогической общественности: мы являемся сторонниками перехода на электронные формы документооборота, в том числе — школьного. Я ещё раз повторяю, что ни на кого не давлю, но считаю, что школьные журналы — это архаизм в некотором роде. А бумажные дневники — ещё более архаичная вещь.
В то же время министр признал, что есть несколько причин, которые препятствуют отказу от традиционных дневников и журналов. Во-первых, не все учителя достаточно хорошо погружены в эту тему. Во-вторых, не во всех школах есть оборудованные рабочие места, где педагоги могут заполнить документы.
— И есть третья сдерживающая причина — уровень электронизации или информатизации самих семей, их подключённость к Интернету. Поэтому при принятии решения мы рекомендуем учитывать мнение родителей, — добавил Аникеев.
Но, судя по тому, что пишут калужане, в школах рекомендацию минобра восприняли как строгое руководство к действию, а родителей просто поставили перед фактом. К чему приводят такие решения, догадаться нетрудно.
Электронные учебники нам не светят
От темы электронных дневников плавно перешли к разговору об электронных учебниках.
— На наш взгляд, ещё большим архаизмом, чем дневники и журналы, являются школьные рюкзаки весом минимум 3–5 кг, которые вынуждены ежедневно таскать на себе дети, — вступили мы в диалог с министром. — Когда школы наконец-то перейдут на электронные учебники? Всё-таки в XXI веке живём.
— Это зависит в том числе и от вас, родителей, — ответил Александр Аникеев. — Совсем не обязательно носить в школу огромное количество учебников. Регулируйте. Если чувствуете, что вашему ребёнку сложно, уберите лишний вес рюкзака, уберите учебники. Это лишь одно из средств обучения. И не все учителя их требуют. Самым радикальным способом был бы вообще отказ от учебников. Думаю, ничего плохого в этом не будет. Обо всём можно очень разумно договориться. Поднимайте эти вопросы на родительских собраниях.
Что касается перехода на электронные учебники, то когда-нибудь он случится, но произойдёт это, видимо, ещё очень нескоро.
— Сейчас идёт разработка некоей электронной онлайн-платформы, которая будет содержать абсолютно бесплатную информацию для всех учащихся школы, — сказал глава минобра. — Таких вариантов разработано много, но пока они не предоставляются нам бесплатно.
Решением проблемы могла бы стать закупка школами учебников в двух экземплярах: один комплект — для занятий на уроках, другой — для работы дома. Но для этого государство должно признать, что проблема существует и она действительно серьёзная. Однако пока, увы, чиновникам проще тратить средства и время на разработку «неких» мифических онлайн-платформ, чем искать реальный и быстрый способ облегчить — в буквально смысле — жизнь школьникам, больше половины которых к окончанию 11-го класса имеют в медкартах диагноз: «Сколиоз».
«Галактика» + «Содружество»
Мы попросили Александра Аникеева прокомментировать разговоры о том, что в скором времени в Калуге якобы закроется несколько учреждений дополнительного образования. В частности, об этом пишут в социальных сетях родители воспитанников центра «Радуга». Министр эти слухи опроверг:
— В Калуге идёт процесс объединения организаций дополнительного образования, подведомственных муниципалитету, в две структуры («Галактику» и «Содружество». — Прим. ред.). Цель понятна: организации очень похожие, объединение будет способствовать улучшению их работы, тем более что локации учреждений остаются прежними, территориальная доступность сохранится.
Подтянуть отстающих
Коротко подвёл Аникеев и промежуточные итоги проекта по работе со школами, которые показывают низкие образовательные результаты. В помощь таким учреждениям наш регион получил федеральную субсидию в размере около 11 млн. рублей.
— Мы определили перечень школ и работаем с ними. Наши основные целевые группы — это администрации образовательных учреждений и педагогические коллективы. С ними работают не только наши методисты, но и специалисты из Москвы, из Центральной академии повышения квалификации. Поначалу были проблемы с тем, что школы не очень хотели считать себя показывающими низкие образовательные результаты. Но сейчас ситуация достаточно сильно поменялась, мы видим интерес к проекту.
В ожидании перемен
Спросили мы у министра и о том, планируется ли разделение регионального минобра на две структуры — по аналогии с федеральным. Напомним: в середине мая стало известно, что ведомство будет разделено на министерство просвещения и министерство науки и высшего образования.
— Пока никаких сигналов из федерального центра нет, — ответил Александр Аникеев. — На региональном уровне данный вопрос не обсуждался. Мы сработались в этой структуре. Но я подчинюсь любым решениям.