С голливудским размахом: под Медынью готовятся к съёмкам
В мастерских Музея техники Вадима Задорожного буквально по крупицам собирают военные машины. Из нескольких проржавевших советских танков получается один.
— Поисковые отряды находят фрагменты техники: детали обшивки, люка, воздухозаборника, ещё чего-то. Мы их квалифицируем — определяем принадлежность к той или иной модели танка, а потом отправляем в работу. Если деталь можно восстановить, она восстанавливается, если нельзя, её используют как шаблон, по которому изготавливается новая, — рассказывают в музее.
Важно не просто воссоздать технику в её изначальном, историческом виде, но и сделать так, чтобы она была на ходу.
Сейчас в мастерских все силы брошены на изготовление советских и нацистских танков 1941 года. Они примут участие в съёмках фильма с рабочим названием «Ильинский рубеж».
Работа начнётся уже 1 августа и будет проходить на территории Медынского и Малоярославецкого районов.
Подвиг «красных юнкеров»
Эти места выбраны не случайно. Ведь именно на Малоярославецкой земле в 1941 году сложили свои головы храбрые мальчишки — «красные юнкера». Начальник Подольского артиллерийского училища Иван Стрельбицкий вспоминал: «Было среди них немало таких, кто ещё ни разу не брился, не работал, никуда не ездил без папы и мамы». Из курсантов двух училищ — артиллерийского и пехотного — составили сводный полк численностью 3500 человек. Был отдан приказ: занять Ильинский рубеж и любой ценой задержать противника на 5–7 дней до подхода резервов. Бойцы держались почти три недели — с 6-го по 24-е октября. В боях они уничтожили почти 5 тысяч немецких солдат и офицеров и подбили не меньше 100 танков. Курсанты выполнили задачу — задержали матёрого врага. По одним данным, на Ильинских рубежах навсегда остались около 2500 курсантов, по другим — выжил только каждый десятый.
Ценой своих жизней курсанты выиграли время, необходимое для закрепления частей на новом рубеже обороны. Войти в Москву фашисты так и не смогли.
Деревушка в чистом поле
— Для нас принципиально важно снимать в том месте, где происходили события. Сейчас на аэродроме в Медыни создаётся кинокомплекс. Я бы хотел, чтобы после съёмок он остался и функционировал здесь вместе с техникой. Танки, пушки и многое-многое другое, что необходимо для проведения съёмок. Это народный кинопроект. Все доходы от реализации картины должны пойти на сохранение мемориала «Ильинские рубежи» на Калужской земле, — заявил генеральный директор киностудии «Военфильм» Игорь УГОЛЬНИКОВ.
— Площадка под Медынью удобна по инфраструктуре, — рассказал художник-постановщик Константин ПАХОТИН. — Она удалена от населённых пунктов. Для нас это важно, потому что во время съёмок намечены пиротехнические взрывы, будет ездить техника. И на будущее мы планируем сделать там мини-Голливуд, чтобы и туристы приезжали, и молодёжь работала. Это будет центр кинопроизводства «Военфильма». Хотим в последующем использовать площадку и для других проектов.
Часть декораций Ильинского рубежа, в которых будут проходить основные съёмки, уже смонтирована под Медынью. В ближайшее время в чистом поле начнут воссоздавать деревеньку, в которой курсанты сдерживали наступление превосходящих сил противника. Здесь также выроют русло реки, засадят её берега камышом. Рядом с деревянными домиками разобьют огороды, посадят яблони, малину, смородину.
— Мы стараемся сделать всё достоверно точно, учитываем даже все высоты местности, — рассказал художник-постановщик. — Проведена большая архивная работа, изучены документальные фотографии, воспоминания. Делая макет, я задумался — казалось бы, небольшая речушка: здесь — пацаны, здесь — матёрые немцы, превосходящие в технике, в силе, с огромным боевым опытом. Но они не смогли сдвинуть мальчишек и пройти дальше. Даже сейчас от этих мыслей мурашки бегут по коже. Как же курсанты смогли сделать это?
Съёмочная группа признаётся: для всех них важно, чтобы у зрителей не сложилось впечатления, что все события разворачиваются на фоне декораций и муляжей. Поэтому в некоторых домах даже сложат русские печи. Реквизиторы ищут утварь и предметы быта 40-х годов прошлого века. А консультанты-артиллеристы подсказывают, как правильно вырыть окоп. Важно не только его выкопать, но и обжить: каждый актёр будет сам делать лунку под упор для своего оружия. Вроде бы мелочи, но авторы фильма уверены, что всё это поможет создать цельную картинку.
— Работаем с душой, — признаётся Пахотин. — Конечно, мы будем стараться сделать так, чтобы зритель оказался не в кинотеатре сидящим-смотрящим, а внутри событий, чтобы он прочувствовал отвагу и страх этих пацанов. За ними стояла Родина, они положили свои жизни, защищая её.
Достоверность в деталях
Самые главные правила, которыми руководствуются создатели фильма, — максимальная достоверность. Поэтому пристальное внимание уделяется даже деталям костюмов курсантов. Новые ремни, рубашки, обмундирование фактурится — состаривается.
— Во время войны люди месяцами ходили в одном и том же, — объясняет линейный продюсер Баграт ЧАЛАБЯН, показывая, как из новенькой амуниции с помощью чая и кофе делают старую, поношенную. — Медицинские бинты были так застираны, что из кипенно-белых становились серыми.
При съемках батальных сцен планируется использовать до 20 единиц техники и 600 человек массовки. Курсантов будут играть ребята того же возраста, что и их герои. А полковника Александра Наумова, генерал-майора Василия Смирнова, полковника Ивана Стрельбицкого, капитана Ивана Старчака, лейтенанта Афанасия Алёшкина — профессиональные актёры, имена которых, увы, пока не раскрываются.
— Фашистов будем показывать только глазами курсантов, — заявил Игорь Угольников.
В настоящее время идёт подбор актёров и реквизита. Съёмки продлятся до конца ноября.
Баграт ЧАЛАБЯН показал, как военную амуницию готовят к съёмкам.