МММ калужского масштаба
Сломанная мечта юности…
В день рождения подарков хочется всем. Но калужанке Елене Опрышко ждать их было не от кого. Одинокая женщина, переехавшая 20 лет назад в Калугу из Чечни, не зарилась ни на автомобиль, ни на шубу, ни на золотые украшения. Всё, что у неё было, — это работа уборщицей и доходы, которых едва хватает на то, чтобы содержать себя и брата-инвалида.
Но зато у неё была мечта — поездка в Европу, где она, пусть ненадолго, могла бы себя почувствовать совсем другим человеком. И ради этого она каждый месяц откладывала несколько тысяч, пусть отказывая себе в каких-то вещах.
Это был целый ритуал и в каком-то смысле развлечение. Дождаться зарплаты, а потом подойти к банкомату и получить красную купюру — билет в радостный заграничный мир из калужской зимней серости.
И вот, когда была собрана огромная для неё сумма в 55 тысяч рублей, женщина пошла в турфирму. Менеджера она хорошо знала — ранее пару раз уже бывала её клиентом, правда, тогда это были совсем скромные поездки в соседние области.
После приятного момента листания красочных цветных буклетов остановилась на Карловых Варах. Знакомый с юности кинофестиваль, исторические замки, целебные источники. Без колебаний оставила залог в 20 тысяч — поездка в Чехию должна была состояться через месяц.
Первый, пока очень тихий звоночек, прозвенел тогда, когда через месяц оказалось, что заказанной путёвки нет. Однако есть более выгодный вариант, как утверждал менеджер, с бонусной поездкой в Прагу и с лучшими условиями проживания. Но позже, в конце года.
Никаких сомнений у Елены по-прежнему не возникало, с лёгким сердцем она оставила в турфирме ещё 35 тысяч рублей. Позже она узнает, что на тот момент все договоры с туроператорами уже были расторгнуты.
Мечта разбилась в одночасье 14 декабря.
— Когда я зашла в офис, менеджер зачем-то отправила меня наверх, в кабинет своего руководителя. Сидящий там мужчина прямо сообщил, что никакой поездки не будет и всё, что я могу сделать, это написать заявление на возврат денег.
Так у Елены Опрышко начался новый этап в жизни. Вместо отдыха в Карловых Варах — звонки, походы в фирму, надежда на то, что деньги всё-таки вернут, томительное ожидание. Денег, конечно же, никто не вернул.
— Сначала он отвечал по телефону, успокаивал. Потом на звонки отвечать перестал. Я приходила к нему, но он неизменно говорил, что денег нет. А в какой-то момент стал утверждать, что к моим деньгам не имеет никакого отношения, — поясняет Елена Викторовна.
… и неудавшееся свадебное путешествие
У Александра СЕНИНА — своя история. Летом 2014 года молодой человек женился. Молодожёнам так хотелось в свадебное путешествие, что они даже взяли кредит в банке на турпутёвку.
В начале декабря, как и Елена Опрышко, обратились в турфирму, выбрали отдых в Египте. Оставили в залог чуть менее 20 тысяч, а спустя неделю внесли ещё 20 тысяч. Менеджеры заверили, что за день до вылета позвонят и пригласят в офис для получения билетов и путёвок.
Они на самом деле позвонили, но, когда молодые супруги пришли в фирму, их, как и Елену, отправили в кабинет руководителя писать заявление на возврат средств. Как потом оказалось, это была всего лишь психологическая уловка, чтобы люди сразу не устраивали скандалов.
— Настроение было ужасное, — говорит Александр. — Моя жена Елена до этого никогда не бывала за границей, и мы так хотели сделать себе маленький праздник.
Суд да дело
Елена Опрышко, Алекандр Сенин и ещё больше 20 подобным образом одураченых путешественников встретились в суде. Сначала, в 2015 году, ими было поданы заявления в гражданский суд. Судебная процедура длилась около года, и в итоге им присудили вернуть деньги. Однако предсказуемо оказалось, что выплачивать их не из чего и некому.
Затем люди обратились в полицию. В первый раз они получили отказ в возбуждении уголовного дела с формулировкой «Отсутствие состава преступления», но затем полиция этот самый состав всё же нашла, дело расследовала, и сейчас оно рассматривается в Калужском районном суде.
Всего в деле фигурирует 5 фирм: ООО «Мистер Бонд», ООО «ЛД», ООО «Хемингуэй», ООО «Натали Турс Калуга», ООО «Вездра». Все они в настоящее время либо уже исключены из Единого реестра юридических лиц, либо находятся в процессе ликвидации. А в качестве обвиняемого выступает хорошо известный в городе предприниматель.
«Я не я, и лошадь не моя»
Дамир Хамидуллин, которого потерпевшие считают руководителем всей мошеннической схемы, юридически никакого отношения к турфирмам-банкротам не имеет: во всех по документам совсем другие руководители и владельцы.
Лично деньги от потерпевших он тоже не получал. Поэтому и зацепиться в отношении него практически не за что.
Менеджеры турфирм утверждают, что деньги от клиентов они отдавали лично Хамидуллину. Но, во‑первых, этому нет никакого документального подтверждения, во‑вторых, на каких основаниях они отдавали ему деньги, если юридически он в этих фирмах был никем? С таким же успехом они могли просто выходить и раздавать их прохожим на улице.
Сильная защита…
Обманутые путешественники надеются, что под угрозой уголовного преследования Хамидуллин деньги им всё-таки вернёт. Ведь они не горят жаждой мести: всё, что им нужно, — это просто вернуть своё. Но защита ведёт себя в суде уверенно, демонстрируя свою полную убеждённость в невиновности обвиняемого.
— Адвокат обвиняемого даже не пытается пойти с нами на мировую, найти компромисс. Раз Хамидуллин пытался повлиять на судью, нарочито одеваясь как голодранец. Выглядело это настолько фальшиво, что впоследствии он от этой затеи отказался.
Тем не менее формальных причин обвинить Хамидуллина в мошенничестве, действительно, нет.
… и ахиллесова пята
Но есть один факт, и он может стать тем крючком, за который калужской Фемиде всё-таки, возможно, удастся зацепиться в отношении бывшего предпринимателя.
Дело в том, что если сопоставить по датам свидетельства потерпевших, полученные ими отрывные чеки о получении денег и договоры обанкротившихся турфирм со столичными туроператорами, то ясно видно: на момент получения денег от клиентов все договоры с туроператорами были уже расторгнуты. То есть компания брала деньги с клиентов, заведомо зная, что те никуда не поедут.
Однако ответчиками тут снова могут выступить формальные учредители и руководители компаний, а не Хамидуллин.
Кто виноват?
Ситуация выглядит крайне плохо для всех. У обманутых туристов шансов вернуть свои деньги практически нет. Уставный капитал турфирмы — 10 тысяч рублей, и никакого собственного имущества, всё бралось в аренду.
Плохо это и для калужского турбизнеса в целом, доверие к которому подорвано. Можно было бы не упоминать названий закрытых фирм, но тогда эта публикация бросила бы тень на множество добросовестных компаний, которые и так пострадали от этого громкого дела.
Александр Сенин говорит, что после пережитого стресса он просто не хочет обращаться в турфирмы. И он такой не один. Кто-то будет заказывать путёвки в крупных московских турфирмах, обходя мелкие калужские стороной — обжегшись на молоке, будут дуть на воду.
Плохо это и для имиджа налоговой службы. Вдруг выяснилось, что в магазине на любую копеечную вещь выдаётся кассовый чек, а тут десятки и сотни тысяч «чёрного нала» свободно гуляют, и никому до этого нет никакого дела.
Впрочем, закончить эту историю придётся банальной фразой: окончательную точку в истории о 26 обманутых калужанах может поставить только суд.