Конспект романа

«Близкие друзья» Е. Водолазкина на сцене Калужского драматического театра. Режиссёр — Яна Селезнёва. Художник — Елена Микулинская.

И опять Калужский драматический гостеприимно принимает, а зрители с доброжелательным вниманием встречают дипломников ведущих столичных театральных вузов. «Крещение» от незнакомых артистов и взыскательных зрителей на сей раз принимали режиссёр Яна Селезнёва (ГИТИС) и художник Елена Микулинская (Школа-студия МХАТ), которые перенесли на сцену повесть модного писателя Евгения Водолазкина «Близкие друзья».

Есть ли границы у сопереживания?

В основе книги — т рогательная история о двух парнях и девушке, которые долгие годы дружили и были влюблены друг в друга. А потом парней призвали на вой  ну. Один из них погиб, а его друг, обещавший похоронить товарища в родной земле, долго возил за собой гроб с телом убиенного, пока не смог исполнить его волю. Сам был тяжело ранен и наконец счастливо женился на вдове друга. А потом… Потом хочется высказать недоумение в адрес автора повести. Понятно, что писательство — т оже род лицедейства. И заманчиво сыграть в тексте роль оловянного солдатика, а то и дворняжки. Но русскому писателю проживать судьбы немецких солдат, воевавших в 42–43-м годах в России в составе гитлеровского вермахта?.. Прочувствовать тяготы русской зимы, да и пыльного лета, страшные картины горящих городов (фу!), тонкости чувств людей, оторванных от дома? Не знаю. У меня не получается. Сочувствовать не получается потому, что я хорошо знаю, ЧТО наделали у меня на родине эти «воины-интернационалисты». Один из персонажей повести, простой русский мужик произносит ключевую фразу: «Всё пройдет». Конечно, нельзя бесконечно жить прошлым, но и уравнивать таким образом захватчиков и освободителей духу не хватает.

Спектакль или читка?

Яна Селезнёва заявлена и как автор инсценировки. Внимательно ознакомившись с повестью, не понимаю, в чём, собственно, заключалась инсценировка. Весь литературный текст аккуратно зачитан со сцены. А поскольку события многих десятилетий изложены у Водолазкина обзорно на 25 страницах, получился своеобразный конспект то ли романа, то ли пьесы. Как будто переводчик за кадром оглашает субтитры: «В 1955 году возоб новляется работа военного училища, и Ральфу предлагают вернуться на службу». З ачитывать ухитряются даже пейзажи. Как-то неудобно уже напоминать, что театр являет зрителю действие здесь и сейчас, но в нашем случае действия нет, а есть только его пересказ.

Интересный опыт —  в копилку калужских актёров

Роли центральных персонажей исполняют Зоя Останина (Эрнестина), Вячеслав Соколов (Ханс) и Кирилл Бессонов (Ральф). Высокая степень их, по выражению Е. Вахтангова, сценической веры, заставляет поверить в искренность их переживаний и зрителя. Бьющая вначале через край подростковая энергия — и гры, прыжки и весёлый смех — понастоящему заражает. Только не стоило всё же предлагать актерам играть на трубе: ведь этот инструмент требует весьма непростых навыков, а в неумелых руках издаёт заунывное сипение, создавая мрачную атмосферу. Может, стоило попробовать, например, губную гармонику? Но вот война. Неустроенность фронтовой жизни. И радость, и тяжесть удачно передаются в числе других и изобразительными решениями. На сцене лежат длинные деревянные ящики, по которым весело скачут молодые в первых сценах. Потом эти короба поочерёдно превращаются в мрачные снарядные ящики, нары и гробы. Актёры яростно кидаются горстями песка, моются грязноватой водой из вёдер, обретая суровый вид окопников. А главное —  глаза их оборачиваются кудато вглубь, лица становятся застывшими. И это, возможно, лучшее в спектакле. Другим исполнителям в этом конспекте пришлось ещё сложнее. Заслуженный артист России Сергей Корнюшин (Ральф в зрелом возрасте) и Тамара Глеклер (прожившая долгую жизнь Эрнестина) почти безмолвно играют трудные воспоминания молодости. Елена Короткова (Брунехильда) с выражением излагает события в микрофон. Роль Дмитрия Денисова, обозначенная как «…и другие», — н астоящий актёрский подвиг: меняя костюмы, социальные роли и даже национальности, он изредка произносит несколько реплик, но в основном перемещает предметы по сцене. Надеемся всё же, что ценным опытом спектакль «Близкие друзья» одарил как его создателей, так и зрителей.

Я. СЕЛЕЗНЁВА

Е. КОРОТКОВА

С. КОРНЮШИН и Т. ГЛЕКЛЕР

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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