Зачем юристу нужен филфак
Известный калужский адвокат Игорь БОЧКАРЁВ рассказал, почему «коллекционирует» дипломы.
— Игорь Вячеславович, первое образование у вас тоже гуманитарное?
— Да, по первому диплому я филолог. Получать его пошёл по зову сердца: уж очень любил читать. И о том, что выбрал такую непрактичную с точки зрения нынешней молодёжи специальность (в первом дипломе у меня написано: «Учитель русского языка и литературы»), ни разу не пожалел.
— По этой специальности удалось поработать?
— Нет, ещё во время учёбы на филфаке устроился в газету: занимался вёрсткой, брал интервью, писал статьи, работал в секретариате редакции.
— А как вы из газеты пришли в юриспруденцию?
— В газете мне вместе с главредом приходилось заниматься юридическими вопросами: редакции довольно часто предъявлялись иски о защите чести и достоинства. Я участвовал практически во всех таких судебных процессах, и мне это было интересно. Но очень скоро понял, что одного чтения кодекса для этой стези явно маловато. Надо уметь его правильно применять. Так что получение второго высшего стало не прихотью, а необходимостью. К тому же в детстве у меня была задумка пойти в юридический институт. Благо на тот момент высшее юридическое образование уже можно было получить в Калуге — в одном из вузов, которые мы называем платными. Правда, я не заплатил ни копейки: учился по двустороннему договору моего института с редакцией, как это раньше называлось, без отрыва от производства.
— Знания, полученные на филфаке, помогают в работе адвоката?
— Летом будет уже 13 лет, как я занимаюсь адвокатской деятельностью. Поверьте моему опыту: грамотному юристу помимо законодательных норм нужно хорошо знать русский язык. И филологическое образование очень меня выручает (особенно знания, полученные на занятиях по культуре речи). Причём не только когда выступаешь с защитительной речью, а даже когда просто составляешь исковое заявление.
Я и сейчас постоянно повышаю свой уровень образования. Набирать определённое количество часов так называемых образовательных активностей за определённый период — это требование закона об адвокатуре и адвокатской деятельности. Так что в научно-практических семинарах и столь популярных нынче вебинарах участвую регулярно. Если представитель моей профессии этого не делает, к нему могут быть применены дисциплинарные меры, вплоть до лишения статуса адвоката. Но дело не только в обязаловке. Просто меня по-прежнему увлекает процесс узнавания чего-то нового!