«Мы не чувствуем, что наши дети в безопасности»
На прошлой неделе в школах страны — одно за другим — произошли сразу три ЧП с участием подростков.
Первый инцидент случился 15 января в Перми. Между двумя 16-летними подростками произошла драка с применением ножей. В результате пострадали один педагог и несколько школьников-четвероклассников, которые пытались разнять хулиганов.
Второе ЧП произошло двумя днями позднее, 17 января, в Челябинской области. Там поссорились двое девятиклассников. Один из них ударил ножом другого. К счастью, ранение оказалось непроникающим, состояние потерпевшего оценивается как удовлетворительное.
18 января в Улан-Удэ девятиклассник ворвался в один из кабинетов с топором, а затем взорвал коктейль Молотова. Пострадали четверо учеников в возрасте 13 лет и учительница, которая защищала детей. У одной из девочек отрублен палец.
Пока гром не грянет
По всем фактам возбуждены уголовные дела. В школах регионов, где произошли ЧП, начались проверки систем безопасности. Они пройдут по всей стране. Проверять будут не только школы, но и частные охранные предприятия, работающие с образовательными учреждениями.
«Будут изучены законность осуществляемой предприятиями охранной деятельности, соответствие оказываемых услуг законодательству РФ и их качество, — говорится на сайте Росгвардии. — Кроме того, будут проверены наличие и исправность систем видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации, сигналов оповещения и управления эвакуацией людей, а также уровень подготовленности охранников к действиям в различных ситуациях. Будут выработаны алгоритмы действий охранников при возникновении чрезвычайных ситуаций, механизмы первичного реагирования на внутренние конфликты, оповещения и организации взаимодействия с правоохранительными органами. Также будет проанализирована локация правоохранительных структур для своевременного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию».
В причинах произошедшего сейчас разбираются чиновники и специалисты самого высокого уровня. Естественно, заговорили и о том, что школы должны усовершенствовать воспитательный процесс и следить за интересами учеников.
— Этой трагедии могло не случиться, если бы сигнал поступил вовремя и на него вовремя отреагировали бы специалисты, — заявила детский омбудсмен РФ Анна КУЗНЕЦОВА на расширенном заседании, которое состоялось в Перми вскоре после ЧП. — Ещё в 2012 году ситуация с одним из молодых людей была критической настолько, что ему изменили форму обучения. Затем поступали более серьёзные сигналы, но школа на какое-то время просто изолировала ребёнка. Когда отец перестал справляться с сыном самостоятельно и обратился в полицию, представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав просто решили отца же и призвать к ответу, наложив штраф. Налицо и непрофессионализм специалистов, и отсутствие коммуникации и преемственности в работе ведомств.
Ради галочки
В этой ситуации смущает несколько моментов. Почему публичное обсуждение темы безопасности детей в школах у нас начинается только после очередного ЧП? Почему только сейчас ведутся разговоры об «алгоритмах» и «механизмах»? А самое главное: ради чего проводится эта работа — ради галочки или во благо детям? Для примера: в наших школах регулярно проводится увлекательное мероприятие под названием «учебная тревога». Кто участвовал в этом «квесте» или наблюдал его со стороны, тот знает, что это чистой воды профанация. О дне и времени его проведения родители, учителя и школьники знают заранее. Накануне детей ещё и предупреждают: «Когда придёшь в школу, курточку в раздевалке не оставляй, бери с собой в класс — не раздетым же тебе на улицу выходить». Забота о здоровье ребёнка — это, конечно, хорошо. Только какие навыки хотят привить с помощью таких показушных акций?
— В нашей школе учения и отработка поведения при нападении проходят регулярно — примерно раз в месяц, — рассказывает Елена, мама двоих школьников. Она родилась и долгое время жила в Калуге. Несколько лет назад переехала в США. — Заранее об этом никого не предупреждают. Звучит сигнал тревоги. Учитель обязан заблокировать дверь в класс, дети залезают под парты, садятся на колени и прикрывают себя сверху рюкзаками. Потом директор по громкой связи даёт отбой. В прошлом году тревога дважды была настоящая, когда на территории школы увидели незнакомых мужчин.
Справедливости ради заметим, что и в нашем регионе в некоторых школах учения такого плана проводились по-настоящему — правда, было это давно, в 90-е.
— Мы, школьники, никогда не знали, в какой день будет объявлена тревога, — вспоминает калужанка Мария. — Поскольку даже домашние телефоны тогда были не у всех, чётко выстраивалась цепочка информирования друг друга. Задача каждого класса заключалась в том, чтобы собраться в определённом месте за максимально короткое время после объявления тревоги. Кроме того, у нас проводились учения, во время которых отрабатывались действия по эвакуации при пожаре, в случае нападения. Кто-то выводил классы и помогал малышам, кто-то контролировал лестницы и двери. Сбор при этом был не на школьной площадке, а в безопасном месте подальше от школы, куда каждый класс добирался своим маршрутом. И такие учения проходили у нас по четыре раза в год.
Кстати, помните события 20 сентября 2017 года, когда в полицию поступили ложные сообщения о минировании двух десятков объектов, в числе которых оказалось и несколько школ? Очевидцы и сами дети рассказывали, что в некоторых образовательных учреждениях эвакуация проходила бестолково. Детей просто вывели из здания и оставили на школьной площадке. Только несколько учителей догадались отвести свои классы на безопасное расстояние от школы.
Несчастный случай или тенденция?
Возможно, такие вещи происходят потому, что многие не воспринимают опасность всерьёз. Расставаться с иллюзией безопасности трудно: вот же охранник, турникет, камера — всё как положено. И мы тешим себя мыслью, что чрезвычайные происшествия, если они происходят, — это просто случайность, которая нас точно не коснётся. Но не многовато ли случайностей для одной недели? Ещё одно аналогичное ЧП произошло 5 сентября в подмосковной Ивантеевке. Итого — четыре инцидента за полгода.
Есть мнение, что подобные тревожные звоночки будут звучать всё чаще. «Банальный факт заключается в том, что школа отражает тяжелейшие процессы роста тревожности и немотивированной агрессии, которые лавинообразно нарастают в обществе», — цитирует «Коммерантъ» мнение директора Федерального института развития образования Александра АСМОЛОВА.
По его мнению, помочь предотвратить подобные ситуации могло бы внедрение в школах педагогической рискологии — направления, которое оказывает поддержку детям из различных групп риска. «Это делается в некоторых регионах и школах, и результаты видны, — говорит Асмолов. — К сожалению, мы будем продолжать терять поколения, уходящие в Интернет, до тех пор, пока эта тема не будет отрефлексирована на самом высоком федеральном уровне».
«Очень страшно»
Я провела среди знакомых мам, имеющих детей-школьников, небольшой опрос, поинтересовавшись, уверены ли они в безопасности своих сыновей и дочек, когда те находятся в школах, и хотели ли бы, чтобы ребятам рассказывали, как защитить себя в случае вооружённого нападения в той же школе. Все мамы признались: «Нет, мы не чувствуем, что наши дети в безопасности».
— Вчера обсуждали с 9-летним сыном эту тему, — говорит Юлия. — Просто страшно. Не знаю, что может сделать ребёнок в такой ситуации. Я бы хотела, чтобы его этому научили.
— Я думаю, что в школе ребёнок даже более уязвим, чем, к примеру, на улице, — считает Анна. — Убежать ему некуда. А все эти учебные тревоги, о которых предупреждают за день, — чему они могут научить? Мне кажется, учения нужно проводить по-настоящему. Внезапно. И затем анализировать слабые места.
Многие мамы говорят, что, возможно, есть смысл пересмотреть программу предмета ОБЖ (основы безопасности жизни. — Прим. ред.) с тем, чтобы приблизить её к современной реальности. Кстати, формально с этим всё хорошо. Например, в программе 5-го класса целых три часа отводится на изучение темы «Антиобщественное поведение и его опасность». Вот только ни один из знакомых мне школьников — ни маленьких, ни старшеклассников — не смог ответить на вопрос, что он сделал бы, если бы в школе на него напали с ножом.
Между тем научить детей защитить себя педагоги могут уже сейчас, не дожидаясь изменений в учебной программе, или появления педагогов-рискологов, или же того, когда учебные заведения оборудуют металлодетекторами (такое предложение уже поступило). Всё зависит исключительно от желания видеть проблему и решать её по-настоящему. Но можно, конечно, и дальше заниматься профанацией и не замечать, что гром уже грянул.
К сожалению, охрана и видеокамеры не дают гарантии полной безопасности детей в школах.