Сказание о Петре и Февронии, переложенное на музыку и стихи
В воскресенье, 7 января, на сцене ДК «Арена КТЗ» состоится премьера оперы «Любовь, победившая смерть» в исполнении артистов калужского хора-театра Оксаны НАБОЙЧЕНКО «Благозвучие».
Постановку оперы на сюжет поэтической пьесы калужанина Михаила Сенчихина осуществили два творческих человека, объединённых судьбой, педагоги Калужского областного колледжа культуры и искусств: кандидат педагогических наук, заслуженный работники культуры РФ, композитор Оксана Соколова-Набойченко и её супруг, заслуженный работник культуры области, звукорежиссёр Сергей Соколов.
Накануне премьеры я встретился с руководителем театра и композитором и попросил её рассказать, по сути, о первой в современной истории Калуги попытке вовлечь культурную часть калужан в мир православной оперы.
— Оксана Николаевна, почему именно Пётр и Феврония? Знаю, вы человек верующий, воцерковлённый. Однако в Библии, в истории мировой церкви, и в частности в православной, много потрясающих сюжетов, подходящих для воплощения на сцене.
— А я не выбирала. Просто прислушивалась к своему внутреннему голосу. И именно история о том, как легендарный муромский князь Пётр и мудрая дева Феврония, дочь простого собирателя мёда, стали покровителями семьи и примером вечного союза, тронула моё сердце. И музыка зазвучала внутри меня и в конце концов вырвалась наружу! А я, грешная, просто не смогла противостоять этому, на мой взгляд, доброму искушению (улыбается).
— Среди верующих есть те, кто считает, что это совсем не про любовь, а про шантаж. «Если ты не женишься на мне, то и не выздоровеешь», — вроде бы так говорила Феврония Петру…
— Упаси Господи (смеётся)! Каждый человек интерпретирует историю соответственно своему миропониманию и ограниченности знаний. Для меня лично история про Петра и Февронию — это история добра и чистой любви!
Я перечитала много литературы о Петре и Февронии. И пришла к выводу, что они являются образцом христианского супружества. Они прошли через многие испытания, их вера и любовь крепли с каждым годом. И закончилась жизнь обоих в один день, хотя они уже жили в разных монастырях, откуда и вошли в Вечность…
— Почему-то сразу вспомнилось: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
— Ну это, конечно, очень сильный призыв, но определённая аналогия есть — надо просто принять то, что дают, принять так, как есть, довериться, поверить.
— Что вы разглядели в этой истории?
— Во-первых, мне кажется, что это о преодолении стереотипов во взглядах на взаимоотношения мужчины и женщины. Во-вторых, в истории Петра и Февронии есть мощный код, самая суть жизни в принципе. Потому что мужчина и женщина и есть начало жизни. А здесь очень точно сформулирован секрет, как человеку вообще жить. Любовь может быть и смиренной, и уверенной, и жертвенной, и мудрой. И по смирению всё будет по Воле Божией. Главное, что я вынесла из текста «Повести о Петре и Февронии», — это понимание, что нам необходимо избавиться от гордыни и от тяжести собственного я. Важно установление баланса в отнощениях между женщиной и мужчиной. Феврония слышит Петра, отдает ему всю себя, помогает и ведёт, поддерживает и доверяет. Это текст о величии и мудрости жены.
— Убедительно. Не могу с вами не согласиться. Тогда перейдём ближе к музыке. Почему взялись за такой сложный жанр, как опера? Сложный, с одной стороны, для исполнителей, с другой — для неподготовленной публики. Людей понимающих, а тем более любящих оперу у нас, в маленькой Калуге, катастрофически мало.
— Действительно, их немного. Хотя, по европейским меркам, наш город не такой уж и маленький. Флоренция и Венеция, Брюссель и Женева, Ницца и Страсбург, Бонн и Бильбао ещё меньше. Но там есть профессиональные оперные театры. И нам необходимо в этом направлении развиваться. Искусством надо просвещать людей, а не ублажать невзыскательную прихоть большинства ради финансовой выгоды. Так я думаю… И пусть это занятие неблагодарное, но крайне необходимое. Вот, например, у калужан на протяжении уже 20 лет есть уникальная возможность слушать прекрасную гитарную музыку в исполнении музыкантов мирового класса. Я имею в виду международный фестиваль «Мир гитары» Олега Акимова. В Калуге выступали Ал Ди Меола, Маклафлин, Пако де Лусия, Висенте Амиго, Ларри Кориелл… И что? Все калужане поголовно стали утончёнными знатоками классической и джазовой музыки, поклонниками фламенко? Увы. Но, даже если приобщившихся к элитарной музыке стало чуть-чуть больше, это уже великое достяжение. И мы, со своей стороны, делаем всё возможное, чтобы наш мир стал чуть лучше, чуть добрее и чище.
Что касается конкретно спектакля «Любовь, победившая смерть», то мне хотелось, чтобы, с одной стороны, музыка соответствовала вполне классической форме повествования, а с другой — у зрителей-слушателей создавалось ощущение необычности спектакля. Старалась отыскать точную интонацию — на грани канонического чтения акафистов и звучания фольклора, эпоса. В музыке мне хотелось сохранить малые, светлые частички своей души, чтобы принести в наше сегодняшнее время веру в правду и в любовь смиренную, жертвенную и мудрую. Мы делали музыкальный спектакль для всей семьи, в котором попытались увлекательно и трогательно представить зрителю вечную историю, историю о жертвенной и всепобеждающей любви.
— Когда-то Николай Бурляев собирался экранизировать историю св. блгвв. Петра и Февронии с Андрееем Соколовым и Ольгой Будиной в главных ролях. Но фильм не состоялся.
— Возможно, потому что рассказывать эту историю обычными методами «в лоб» никак нельзя — либо получится сладко-приторная мелодрама на религиозную тему, либо вызовет обвинение в богохульстве. Опера — это как раз тот самый единственно подходящий жанр для того, чтобы спектакль получился стилистически выдержанным и логически оправданным.
— Почему для показа выбрали именно «Арену КТЗ»? Это же самый большой зал под тысячу мест. Не боитесь, что такого количества искушённых зрителей просто не наберётся?
— Конечно, опасаемся. Поэтому, несмотря на то что не имеем никакой финансовой поддержки ни от города, ни от области, билеты продаются по чисто символической цене (100–200 рублей). Всё дело в том, что этой постановке необходима большая сцена. А у нас в Калуге, к сожалению, таких только две: Концертный зал и ДК КТЗ.
— Судя по предпремьерным фотографиям, помимо красивой музыки и необычной сценографии вы подготовили и потрясающие костюмы…
— Действительно, зрителей удивят роскошные костюмы, изготовленные мастерами ателье Валентины Токаревой и Анастасии Безъязыковой, которые дополнят великолепные головные уборы, выполненные бутафором Калужского областного драматического театра Наталией Барановой. Низкий им за это поклон.
— Спасибо за беседу, Оксана Николаевна. С нетерпением ждём премьеры оперы «Любовь, победившая смерть», которая по праву может стать ярким событием калужской культурной жизни.