Религия творчества
Презентация новой книги известного писателя и публициста Александра Лапина «Святые грешники» прошла 7 декабря в Центральном Доме журналиста. Мероприятие носило формат «круглого стола», темой которого стала давно вызревающая в обществе мысль: «Успешный человек в России обречён на поиски смысла жизни». Именно об этом новая книга автора: как современный человек находит путь к самореализации, ведёт поиск мира в душе и ищет смысл своего существования. А главное, могут ли религия и вера прекратить его метания?
В круглом столе приняли участие: главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев; директор Евразийского института социально-политических исследований, кандидат философских наук Ольга Ефанова; заместитель директора института стран СНГ, доктор исторических наук Владимир Егоров; член Международного общества Достоевского, кандидат философских наук Алексей Григорьев; 1-й секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов; главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев; священнослужитель отец Сергей Заруцкий.
Несмотря на то что политологи и философы рассматривали вопрос поиска смысла существования с разных позиций и в чём-то даже были не согласны друг с другом, один тезис их объединял точно. Русский человек спокойно и счастливо жить в рамках западной модели успеха, когда материальные блага ставятся во главу угла, не может. Более того, из-за такого насаждаемого стиля жизни всё хорошее в нём вынужденно уходит в подполье.
Но есть ли тогда будущее у такого человека и общества? Скорее всего, по мнению участников встречи, нет. На вопрос, каков же путь из этой духовной ямы, которая надломила многих из тех, кто в сознательном возрасте стал участником переломных и тяжёлых событий в истории нашей страны конца XX столетия, как раз и пытается ответить Александр Лапин в своём романе:
«Я 25 лет занимаюсь изучением различных конфессий и моя задача, как автора художественного романа, заключалась в том, чтобы выжать квинтэссенцию из моих изысканий и отразить это в «Святых грешниках». При этом сделать так, чтобы книгу было интересно читать. Поэтому в романе несколько основных героев, каждый из них идёт своей дорогой, и в разных частях книги я использовал для рассказа об их судьбах разные жанры: где-то это мистический триллер, где-то — детектив; есть часть, в которой даже эротический роман просматривается… Но это всё для того, чтобы подвести читателя к главной теме: по моему глубокому убеждению, сегодня мы нуждаемся именно в понимании Бога. И не только пассивном: мы нуждаемся в религии творчества. Сама жизнь требует от нас такого подхода. Более того, если мы хотим сохраниться как народ — мы должны стать творцами. Ведь творчество — это и есть жизнь. Если мы им не занимаемся, не развиваемся, остаёмся депрессивными потребителями — душа умирает», — сказал автор в завершение встречи.
Рецензия
Путь из лабиринта
В издательстве «Вече» вышла новая книга Александра Лапина — «Святые грешники». В романе прослеживаются дальнейшие судьбы персонажей «Русского креста», но это — не буквальное продолжение эпопеи.
Александр Лапин вышел к читателю с сагой о поколении «рождённых в СССР», которое на излёте XX века было против воли в одночасье «переселено» из великой страны в странное государство, где белое сделали чёрным, а чёрное — белым. Герои «Русского креста» сумели, не потеряв себя, прочно встать на ноги в этом «дивном новом мире». Кто-то одолел вершину покруче, кто-то — поскромнее, но каждый в свой час пришёл к неизбежному вопросу: а стоило ли на неё карабкаться? Поиски ответа и стали для автора и его героев отправной точкой нового повествования.
В отличие от предыдущих произведений писателя, в «Святых грешниках» он резко меняет оптику, смещая фокус с внешних событий на тонкий мир смятённой человеческой души. В пространстве духовных ценностей вести доверительный разговор с читателем очень непросто. Как минимум потому, что вера, религия и церковь — понятия далеко не тождественные, а духовный поиск — система многовекторная, в которую включены основные мировые религии и языческие культы, эзотерические практики.
Мастер создавать разветвлённые, многослойные сюжеты, Лапин и в «Святых грешниках» остаётся верен себе. Следуя за автором, читатель сможет проникнуть в сферы, куда простому смертному путь заказан: понаблюдает за подковёрной борьбой в губернской думе; услышит, о чём говорят первое лицо небольшой, но гордой страны со своим потенциальным соперником; поприсутствует в зале заседаний одной из крупнейших международных ассамблей. Вместе с героями романа он побывает на «аудиенции» у восточного мудреца и на приватной вечеринке у олигарха среднепланетного масштаба; будет любоваться панорамой таинственного города-призрака в окрестностях священной Агры. Точные и ёмкие, эти этюды с натуры создают прочную реалистическую канву романа. Её дополняет затеянная писателем замысловатая стилевая игра — причудливый микс хроники с притчей, детектива с эротическим романом, социальной драмы с мистикой. Это риск, однако автор сознательно идёт на него в поиске форм, адекватных времени.
Когда по воле автора герои сойдутся в нужном месте в нужное время, окажется, что монах и мирянин, христианин и язычник, мусульманин, буддист и приверженец эзотерики верят, по сути, в одно и то же. В «Святых грешниках» обретает новое звучание идея мировой религии, в которой черпали вдохновение выдающиеся мыслители разных эпох и народов. А читатель получает возможность принять от героев романа ту самую ариаднину нить, что так необходима в странствиях по лабиринтам жизни.
Ксения ВИШНЕВСКАЯ, «Литературная газета», № 48, 06.12.2017.