Между роботами и людьми
Лаборатория мехатроники и робототехники больше похожа на спортзал, в котором зачем-то разместили здоровенный промышленный манипулятор, разобранный по кусочкам «Тигуан», огромное количество компьютеров и множество каких-то совсем непонятных приборов и конструкций из проводов и трубок.
Математик
Во всём этом техническом хаосе быстро передвигается улыбчивый молодой мужчина, одетый в стиле московской интеллигенции, свободно совмещающем джинсы и классические пиджаки. Доцент кафедры мехатроники и робототехники факультета машиностроительных технологий КФ МГТУ им. Баумана Владимир Масюк любезно согласился дать интервью в привычном для себя антураже.
— Я учился в калужской школе № 22, директором которой был Александр Евгеньевич Казачинский. В школе была очень серьёзно поставлена профориентация. В этом направлении школьные психологи много работали совместно с преподавателями: выявляли склонности учеников, их предрасположенность к тому или иному направлению деятельности, давали рекомендации и ученикам, и их родителям.
При этом сам Александр Евгеньевич, будучи чистейшим гуманитарием, очень внимательно относился к тем своим ученикам, которые демонстрировали склонность к точным наукам. В результате девять десятых выпускников, которые имели такие способности, точно знали, что будут поступать именно в Бауманку, а многие до поступления уже учились в подготовительной школе при университете.
Судьба учёного
— С математикой у меня никогда проблем не было, в школе получал одни пятёрки. Поэтому вопроса о том, куда поступать, передо мной не стояло, — говорит Владимир Михайлович.
— Практически все, кто окончил школу Александра Евгеньевича Казачинского и выбрал точные науки, не потерялись в современной жизни. Я пошёл в Бауманский на факультет теории управления, это чисто математическое направление. Затем окончил аспирантуру по фундаментальной математике уже в московском Бауманском, защитил кандидатскую диссертацию по математическому моделированию в МФТИ. Параллельно начал работать в лаборатории радиозондирования Института радиотехники РАН. Не теряю связи с ней и сейчас: там чрезвычайно интересные задачи по моей специальности.
В преподавание Владимир Масюк попал случайно. В какой-то момент судьба снова свела его с Александром Казачинским, который к тому времени был уже профессором Калужского филиала МГЭИ. Бывший директор предложил своему ученику должность преподавателя информатики в этом вузе.
Владимир Масюк оставил столицу и вернулся домой, в Калугу. Параллельно работал на кафедре информатики Бауманского, а в 2008 году перешёл в свою альма-матер насовсем — на только что созданную кафедру мехатроники и робототехники.
Об этом направлении Владимир Михайлович рассказывает с большой увлечённостью:
— Это скрещивание сразу нескольких современных технологий: робототехники, механики, электроники, математической теории управления.
На втором-третьем году обучения студенты проходят практику на калужских высокотехнологичных предприятиях: АО «НПО Лавочкина», АО «Восход»-КРЛЗ», АО «Тайфун».
— Практика — это потрясающе удобный мостик, который позволяет молодому специалисту сразу же зацепиться за интересующую перспективу. Оканчивая бакалавриат, он уже чётко знает, в какой отдел пойдёт, его уже знает руководство, и он спокойно вливается в коллектив.
Особенности современной учёбы
По словам Владимира Масюка, поступить в вуз сейчас сравнительно несложно — гораздо труднее в нём учиться. Уже с первого курса на студента вываливают такую кучу информации, что выдерживают не все.
Косвенно это связано с другой проблемой — чисто психологической. После школы молодой человек получает совершенно иную степень свободы, и не каждому хватает зрелости и силы воли, чтобы грамотно распорядиться своим временем.
Одна из главных особенностей современного обучения — групповая работа. Лабораторные работы выполняются в группах по 2–3 человека, где каждый специализируется на своём направлении — математике, программировании и т. д. Поэтому очень многое зависит от учебной группы.
– Если ребята понимают, зачем они пришли в вуз, то проблем с учёбой, как правило, не возникает, — говорит Владимир Михайлович. — Если же приходят случайные люди — группа не складывается, и студенты ходят в университет, чтобы получить свой минимум баллов для перехода на следующий семестр. Но это палка о двух концах, ведь будущий работодатель по этим баллам чётко увидит отношение студента к учёбе.
А в целом бывший студент и нынешний доцент КФ МГТУ констатирует: студенчество всегда было, есть и будет отдельным увлекательным миром. И в этом смысле в нашем вечном, как и юность, мире ничего не меняется.