Потомки Терракотовой армии, старая Калуга и «Красная Москва»
Художник Виктория Харченко рассказала о своей жизни в картинах. В Инновационном культурном центре можно увидеть её выставку «Золотые времена».
Жители Сианя
— В Китае я была давно, прошло уже, наверное, лет 8. Но периодически он всплывает у меня в памяти, — рассказывает Виктория. — Я прожила там более 2 лет, преподавала авторский курс «Основы искусства» в колледже в провинции Сычуань. Это было сразу после института, поехали несколько человек, поэтому такие яркие впечатления. Всё было весело и легко, как приключение. Китайский язык мы не знали, общались по-английки с переводчиком. Конечно, Китай — это совершенно другая среда, другие люди. И если в Пекине много иностранцев, то пригород Чэнду в провинции Сычуань, где мы были, редко посещают туристы. Люди на улице подходили, заговаривали, всем хотелось дотронуться до нас. У них сильное чувство коллектива: если один человек обратил внимание, сразу образуется толпа таких же любопытных. Мы для них были, как иноземные обезьянки. Нам не было комфортно, потому что личная зона у нас больше и не принято подходить, трогать кого-то…
На картинах я изобразила жителей Сианя. Это потомки Терракотовой армии. Они живут в посёлке в пещерах, вырытых в глиняной горе. Нас туда водил «экскурсовод» — сам он там давно не живёт, но остались родственники, чью жизнь можно показывать за деньги. Меня поразили пещерные ходы, норки… В дальней части когда-то держали животных, в ближней до сих пор живёт семья, как ласточки в гнезде. Маленькая улыбчивая хозяйка с гордостью показывала мне свою кухню. Дедушке, который изображён на картине, на тот момент было 97 лет. Там уже стоял припасённый гроб. Я запомнила солнце, печь-кровать, песочного цвета землю и пыль, которую, заходя в помещение, стряхивают с одежды кистью. Где сейчас эти люди? Для меня они растворились во времени.
— Улыбчивая хозяйка, наверное, и сейчас крутится на кухне в клубах дыма.
Воспоминания детства
— Следующий этап моего времени — возвращение из Китая в Калугу. 7 лет назад я стала мамой, у меня родилась дочка Ева. Это моя новая жизнь, когда время замедлилось, я стала понимать свою маму, свою бабушку. Всплыли картины из моего детства, детские площадки. И я увидела преемственность прошлого и настоящего. Очень много во дворах осталось от советских времён: ракета, лошадки… Дворы такие же, какими были в моём детстве. И мне очень нравятся эти фигурки, потому что это — особая сказка, а не типовые железяки, наштампованные на заводе.
А однажды я нашла в шкафу коробочку духов «Красная Москва», открыла флакон… Просто потрясающе, как запахи будят в нас воспоминания, ассоциации. Я помню, когда была жива бабушка, она просила маму: «Таня, купи мне «Красную Москву». И мне захотелось написать картину с «Красной Москвой», картину про бабушку, про то время. Портрет я рисовала по фото. Я видела бабушку только старушкой, а ведь когда-то она была девушкой, женщиной, матерью двоих детей, коммунисткой, героем труда. У неё была какая-то своя история. Бабушки уже нет, и я стала расспрашивать её сестру тётю Нину… Мне захотелось узнать эту историю.
Лето во Флоренции
— А этим летом я была во Флоренции, меня пригласили преподавать летнюю практику. Мы с ребятами ходили на этюды, писали с натуры. Я не люблю писать архитектуру. Но тут я поняла, что просто не видела такой, которая бы меня поразила. Во Флоренции я открыла её для себя. И это ещё один этап моего времени.
— Все картины на выставке соединены золотом. Это как фон, на котором происходят события, постоянное изменение жизни, циклично обновляющейся через новую весну, новое рождение и новое расставание с прошлым. Этот фон будет присутствовать как символ постоянства, иногда проглядывая сквозь краску. Это как в кино: нужен экран и фильм, чтобы всё ожило и зашевелилось. Так человек раскрашивает бесконечную жизнь своим сиюминутным сюжетом.
Моя выставка — это повод ещё раз вспомнить о вечном и преходящем. О возрасте, преемственности поколений и вечной «золотой» жизни. Это истории людей или предметов, запавших мне в душу как символ нашей эпохи.
— В нашем городе я видела 2 такие ракеты, и обе — в районе Московской площади. Стоят со времён великой эры советской космонавтики. Союза давно нет, а где-то сохранились его «останки» вот в таком виде.
Виктория Харченко перед портретом бабушки Александры Пономаренко.