Великий юбилей, которого не случилось
Эксперименты долго не живут
Помня, как праздновали 7 Ноября при СССР, можно только представить, насколько пафосно отмечалось бы 100-летие Великой Октябрьской революции, будь жив СССР. Но не сложилось: власти отказались от официального празднования мегаюбилея, выпустив пар общественных ожиданий в свисток экспертных обсуждений и надоевших, пустых ток-шоу.
Это понятно и объяснимо: у нынешних хозяев России даже упоминание о СССР вызывает страх пересмотра итогов приватизации. Но сейчас, через два с половиной десятилетия после крушения грандиозного детища Октября, я могу с уверенностью сказать: Советский Союз — лучшее, что случилось с русской цивилизацией за всю историю её существования. Что, разумеется, никак не отменяет его недостатков, которых тоже было немало.
Проблемы дальнозоркости
За свои 70 лет советский проект прошёл эволюцию от совсем уж людоедского до вполне приличного, в котором очень даже можно было жить. Мне в этом смысле сильно повезло. Моё поколение получило от Советского Союза всё лучшее, а его недостатки мы прочувствовать в полной мере уже не успели.
Я учился в прекрасной новой школе. Ходил в спортивную секцию, где совершенно бесплатно пользовался настоящей байдаркой. Лето проводил в пионерском лагере, где очень вкусно кормили и вообще было невероятно интересно и весело. За всё это родители платили какую-то чисто символическую сумму.
А в это же самое время мой отец, военный лётчик, после боевого вылета на аэродроме в Кандагаре стирал пропотевший комбинезон хозяйственным мылом в бочке с холодной водой. А затем шёл в деревянный модуль, где офицеры спали на солдатских двухъярусных кроватях, не обращая внимания на снующих вокруг крыс.
Но подвело советский проект не это. Самоотверженных альтруистов, готовых терпеть все тяготы и лишения ради собственного государства, романтиков, едущих работать на край света «за туманом и за запахом тайги», поначалу было более чем достаточно. Но их становилось всё меньше и меньше, а потом они совсем закончились, и Советский Союз развалился.
Плата за независимость
В какой-то мере бытовая убогость жизни советского человека была неизбежной платой за государственную независимость. Мировой революции, как планировали большевики, не получилось. Советский проект развивался в условиях осаждённой крепости и был заточен на отражение внешней агрессии. Салон легковушки в любом случае комфортнее кабины танка, но для боя лучше подходит всё-таки танк.
Но это было время стремительного промышленно-технического развития, результатом которого мы пользуемся и сейчас по полной программе. Хорошо известна фраза, приписываемая Черчиллю: «Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». На самом деле британец ничего подобного не говорил, но ведь это факт! Во времена позднего СССР русская цивилизация достигла пика своего технического развития. Созданные тогда аппараты, особенно в авиации и космонавтике, достигли невероятного совершенства.
Единственное направление, которое после сталинской эпохи фактически перестало развиваться, это теория информационного воздействия, пропаганда. Её методы выглядели всё более архаичными и отторгались всё более широким кругом думающих людей. Упомянутые ранее советские романтики превращались в паразитов и приспособленцев, что в конечном итоге и предопределило гибель советской империи.
Декоммунизация
Но давайте вернёмся в сегодняшнюю капиталистическую Россию. В политических ток-шоу на актёров в амплуа русофобов набрасываются «патриоты» за то, что Украина и Польша сносят советские памятники. Но у нас ведь происходит по большому счёту то же самое, разве что не так топорно, как у соседей.
Памятники, к примеру, незаметно переставляют в места поукромнее. И при этом все помнят недавний скандал с установкой памятной доски союзнику Гитлера и кавалеру нацистских наград Карлу Маннергейму.
Декоммунизация праздников началась у нас ещё раньше. Гвардейскую ленту переименовали в Георгиевскую и сделали символом Победы взамен Красного знамени. Затем стали драпировать мавзолей в День Победы. Сейчас высказываются мысли о том, чтобы его и вовсе снести. Рано или поздно это сделают, и большинство населения такое решение поддержит.
Коммунистическая идея уже давно не владеет массами, а сегодняшние коммунисты даже не пытаются как-то это исправлять. Вошедшие во власть — типичные оппортунисты, паразитирующие на остатках памяти о СССР и прекрасно ладящие с буржуазными властями. Никакого проекта будущего у них нет, кроме как надеяться на то, что на их век хватит старушек, голосующих за коммунистов по старой памяти.
Quo vadis
Процесс декоммунизации после изменения экономической системы сам по себе не плох и не хорош, а просто неизбежен. В полном, кстати, соответствии с марксистским тезисом о ключевой роли экономического базиса в формировании надстройки — социальных институтов. И в полном согласии с демократическими принципами, поскольку прикормленное и обуржуазившееся население в большинстве своём процессы декоммунизации поддерживает.
Проблема тут в другом. На этом ведь дело не закончится. Если уж история пошла вспять, то она будет двигаться дальше. А до капитализма, как известно, был феодализм. Переход к которому мы, собственно, сейчас и наблюдаем на Украине. И совершенно зря некоторые смотрят на ситуацию в стране наших несчастных братьев с высокомерием. Судя по ней, нечто подобное может случиться и с нами самими, вероятно, даже в более жёсткой форме. Ведь суть происходящего там — это не просто переворот, организованный американцами и осуществлённый «бандеровцами». Это переход к следующему, завершающему этапу демонтажа советской государственной системы.
Однако переход от капитализма к социализму, согласно марксисткому учению, неизбежен. Да, советский эксперимент окончился неудачей, но это никак не отменяет коммунистической теории. Как катастрофа отдельного самолёта не отменяет законов аэродинамики.
Есть ли альтернативы общественного развития? Да, есть. Китай полным ходом строит так называемый электронный концлагерь — систему, которая впоследствии может стать общемировой. Суть её в том, что с помощью цифровых технологий система анализирует данные о каждом гражданине, присваивая ему индивидуальный рейтинг. Законопослушных обладателей высокого рейтинга ждут льготы и поощрения, низкого — трудности и остракизм.
По какому пути в конечном счете пойдёт наше общество, зависит только от нас самих. Какое будущее для своих детей мы сами заслужим, таким оно и будет.