Это настоящий театр!
Главные действующие лица пьесы итальянского актёра, режиссёра и драматурга Эдуардо Де Филиппо — немолодая пара, прожившая вместе 25 лет, но так и не узаконившая отношения официальным браком. Богатый владелец магазинов Доменико, влюбившийся когда-то в сумасшедше обольстительную красавицу из публичного дома, естественно, не пожелал официально представлять её обществу, а тем более жениться на ней. Однако ввёл её в дом и со временем доверил ей, весьма предприимчивой, вести все свои дела. Вволю нагулявшись, влюбляется в молоденькую. Филумена, испугавшись за будущее, притворяется смертельно больной и хитростью вынуждает-таки сожителя узаконить отношения. А узнав, что её проделка незаконна, предъявляет сожителю троих сыновей! Один из которых, по её утверждению, от него. А какой — неизвестно. О, сюжетец!
На чьей ты стороне?
Большинство зрителей (а это женщины), естественно, сочувствует Филумене. А как же! Героиня! Не делала абортов. Рожала. И не важно, что неизвестно от кого. И пофиг, что воспитал их неизвестно кто. Зрители должны, наверное, увидеть мудрость и материнские чувства. Я же нутром чувствовал бабский эгоизм и полное неуважение к мужчине. И мне было искренне жаль героя. Хотелось выйти на сцену и помочь Доменико придушить Филумену. Сдержался. Пусть страдает, мучается, терпит. И он, бедняга, в конце концов, женился на ней и принял всех троих. Все счастливы! Финал.
— Наши руки похожи. Значит, этот может быть моим сыном?
Не до сравнений!
Бред в общем-то. Однако для Италии, а точнее, послевоенного Неаполя 40–50 годов XX столетия вполне реальная история. Поэтому фильм Витторио Де Сика «Брак по-итальянски» с Марчелло Мастрояни и Софи Лорен стал достоянием мирового кино, а пьеса ставится по сей день.
Собираясь на спектакль, я решил, что очень сильно постараюсь не сравнивать его с гениальной экранизацией, вышедшей в 1964 году, и с постановкой Малого театра (с Юрием Соломиным и Ириной Муравьёвой), которую мне удалось посмотреть.
Но! Никаких усилий прикладывать для этого не пришлось. Фильм создан по мотивам пьесы. Там сильны историческая, географическая привязки, есть широкая ретроспектива в прошлое героев. А тут всё практически по пьесе.
В постановке Бейрака, художника Железнякова, композитора Голубевой и всех до единого исполнителей спектакль Калужской драмы мне безумно понравился! Актёры играют потрясающе! По-настоящему страдают и живут! И, что очень важно, после просмотра есть о чём подумать.
Верю!
Надежда Ефременко играет Филумену очень проникновенно и тонко. Сергей Корнюшин предстаёт в ярком образе стареющего соблазнителя. Да, не по пьесе (там ему 52, ей 48). Но получилось даже ещё более органично и правдиво. Актёры искусно передают все тонкости характера своих героев.
Видно, что и Ефременко, и Корнюшин играют с удовольствием. Текст очень удачно ложится на их внутреннее состояние. Переживания артистов искренни и естественны. И это даёт ощущение правды. Верю! Так я прочувствовал, вернее, прожил вместе с ними весь спектакль.
И при этом блестящий актёрский дуэт не затмевает других персонажей.
Ярко показаны сыновья Филумены: Умберто — Вячеслав Соколов, Риккардо — Дмитрий Казанцев, Микеле — Кирилл Бессонов. Глядя на них, действительно, можно сказать: дети есть дети, хотя уже и взрослые.
Великолепен Вячеслав Голоднов в образе Альфредо Аморозо. Он, простодушный и наивный, хотя и предан своему хозяину, всегда готов сгладить острые углы в отношениях героев. Мила Людмила Парфирова в роли Розалии. Чертовски хороша Лючия Елизаветы Лапиной. На своём месте и актриса Анастасия Семесенко (Диана). С юмором подаёт свою роль адвоката Смородин. Органичен в маленькой роли священника Михаил Пахоменко.
И смешно, и грустно
Не могу сказать, что постановка Бейрака — шедевр. Но спектакль получился интересным и очень достойным. Заявлен как комедия. Однако не стоит ждать искромётных ежеминутных шуток и дешёвых приколов. Благодаря Надежде Ефременко получилось о другом, много светлой грусти и трогательного лиризма. Ни капли фальши. Ни разу не было скучно. Музыка в тему. Декорации ничуть не мешали. Шёл домой с ощущением праздника! Замечательный спектакль, поэтичный. Одновременно весёлый и грустный. Жаль, что некоторые, серьёзные критики не увидели или просто не захотели увидеть главную тему.
Калужская «Филуме» не для любителей расслабиться и поржать. Сложно, наверное, будет принять происходящее юным, а также озабоченным собственной персоной. Но тот, кто думает, тот, кого волнуют отношения между мужчиной и женщиной — я почему-то уверен, — увидит в этом трогательном спектакле что-то своё.
И хеппи-энд!