Пролетая над Неаполем
Всегда долгожданный итальянский театр
Итальянский театр — одна из вершин великой национальной культуры. А Эдуардо Де Филиппо не просто частый гость на сценах всего мира, он хозяин театра XX и уже XXI веков. Его пьесы ставят часто и охотно, так как драматург всегда душевно, умно и с юмором говорит о непростой, в сущности, жизни обычных людей. Он сторонится политики и умеет быть сердечным собеседником для людей разных культур. Калужский театр также представлял Де Филиппо не раз и с удовольствием. И вот новая встреча.
Избитая фраза «В наше непростое время нужны такие спектакли» (фильмы, диафильмы и пр.) уже не работает. Нужно точно понимать, зачем театр берётся за конкретную пьесу. А вот это как раз и не совсем понятно. В Калужском драматическом, как и в любом другом, достаточно спектаклей на любовно-семейные темы. Что же должно привлекать сегодняшнего зрителя в трогательной и запутанной истории взаимоотношений состоятельного бизнесмена и бывшей девушки по вызову? То, что текст Де Филиппо действительно душевный и умный, а герои не мечутся по сцене из стенных шкафов под кровать в нижнем белье, вызывая приступы физиологического хохота в зале?
Смех и благодарные аплодисменты возникают в зрительном зале не раз. Однако это скорее заслуга именно текста, а не исполнителей. Тёплая волна идёт по залу после реплики: «Есть, наверное, браки, которые полезны для здоровья». Сравните: «Да вам и не след иметь деньги, это не женское дело-с. Женское дело — проживать, тратить». Это Александр Николаевич Островский. Волна — теплее не бывает!
Актёры на итальянцев не похожи
Филумена — Надежда Ефременко. Такое впечатление, что она заранее просчитала все ходы своей мелодраматической истории. Ровно, размеренно она загоняет в угол своего возлюбленного. При этом не очень понятно, зачем ей этот яростно сопротивляющийся мужчинка. Страстная любовь? Расчёт? Усталость в финале спектакля ощущается в целом с начала представления.
Сергей Корнюшин — дон Доменико — старательно играет мужчину, который энергично старается доказать себе, что он ещё ого-го! У него ого-го какая любовница (Анастасия Семесенко) и мно‑го-о-о денег. В первом акте спектакля он методично поливает грязью Филумену (она спокойна), во втором — смиряется, но не слишком убедительно. Любовь не очень просматривается.
Сыновья Филумены: Кирилл Бессонов — Дмитрий Казанцев — Вячеслав Соколов — симпатичные ребята. Настолько, что вполне могут передать роли друг другу.
Слуги — Елизавета Лапина — Людмила Парфирова — Вячеслав Голоднов — с таким же успехом могли произносить тот же текст в русской драме.
Эдуардо Де Филиппо описывал не Италию. Нет такой страны. Есть Калабрия, Сицилия, Кампанья и другие, непохожие друг на друга провинции. Де Филиппо — это Неаполь, один из крупнейших городов Аппенин. О месте действия напоминает фото на заднике сцены — средней обшарпанности, в потёках морской плесени многоквартирник. Более ничего не указывает в этом спектакле на один из самых ярких итальянских городов. Зрителю не представили этого ни художник М. Железняков, ни актёры, ни композитор Н. Голубева, чья музыка напоминает рингтон телефона.
Неаполь получился не более убедительным, чем картинка в школьном учебнике.
К сожалению, было скучно. И не в первый раз за последние сезоны в Калужском драматическом. Тревожно всё это.
— Я убью её и отделаюсь тремя грошами!