Почему умер 8-месячный Ростислав?
Маленький Ростислав умер 9 октября от двусторонней пневмонии. О смерти мальчика стало известно от его матери Ларисы Бариновой: о случившемся она написала на своей странице в социальной сети «ВКонтакте». В трагедии женщина винит врачей, которые, по её мнению, не оказали своевременной помощи её умирающему сыну, а также прививку АКДС, сделанную Ростиславу за 6 дней до смерти.
Беда
Невысокого роста, хрупкая — Ларису Баринову можно было бы принять за девочку-подростка, если бы не взгляд, в котором тоска и одиночество. Последний год для неё — сплошная чёрная полоса. Год назад умер муж, ещё через полгода не стало отца. И вот теперь — Ростислав, младший сын.
— 3 октября мы пришли в поликлинику на плановый осмотр, — рассказывает женщина. — Сын был совершенно здоров. Врач посмотрела, послушала его, сказала, что худоват, и предложила сделать третью плановую прививку АКДС.
Мы несколько раз откладывали её: у ребёнка то сопли были, то кашель. В тот раз всё было нормально. В ночь на 4 октября у него поднялась температура до 38 и появились сопли — такого после прививок раньше никогда не было. Но под утро и температура спала, и сопли прошли. Ни я, ни старшие дети (у Ларисы 7-летний сын и 2-летняя дочь. — Прим.ред.) ничем не болели.
Вечером 8 октября женщина покормила сына пюре из брокколи. Дала больше, чем обычно: «Педиатр сказала усилить питание из-за нехватки веса». Ночью малыша вырвало.
— Подумала, это потому что я дала ему больше питания, чем обычно, и решила, что ничего страшного в этом нет, — продолжает Лариса. — Утром отправила старшего ребёнка в школу, занялась делами на кухне. Каждые 5 минут бегала в комнату, проверяла сына. Ближе к 10 подумала, что он спит как-то долго. Подошла к кроватке и увидела, что Ростислав лежит с выпученными глазами, зрачки немного бегают. Он не шевелился. Я схватила его на руки и слегка встряхнула. Когда это не помогло, положила сына обратно в кровать и вызвала «Скорую».
Не как в кино
«Неотложка» приехала быстро — через 10 минут. Но всё остальное, утверждает молодая мама, медики делали не просто медленно, а очень медленно: не спеша поднимались по лестнице, так же не спеша надевали бахилы, снимали куртки.
— В кино смотришь: врачи работают шустро, быстро. А тут — медленно-медленно! — удивляется женщина. — Это продолжалось до тех пор, пока медсестра не подошла к детской кроватке и не увидела, в каком состоянии находится мой бедный малыш. После этого она поторопила доктора: мол, давайте быстрее, ребёнок очень плох. Врач померил температуру, она была нормальной. Больше никакой помощи моему сыну не оказывали. Сели в «Скорую». Врач позвонил в реанимацию детской больницы на Салтыкова-Щедрина, предупредил, что мы едем. И мы поехали. Без мигалок — как на обычной машине. Мне объяснили, что водитель не прошёл какое-то обучение и поэтому не имеет права включать мигалки. Медсестра сказала мне вполголоса: «Если бы моего ребёнка так везли, я бы всех убила».
«Какой-то он у вас неопрятный»
В больницу на Салтыкова-Щедрина карета «Скорой помощи» приехала, по словам Ларисы, часов в 11.
— Я положила ребёнка на стол. Врач, осматривая его, сказал: «Какой-то он у вас неопрятный и худой». А когда мне было красоту наводить?! Сын в это время находился ещё в сознании. Я думаю, если бы медики оказали ему там помощь, он остался бы жив.
Но вместо этого Ларису и её сына отправили в Областную инфекционную больницу на Грабцевском шоссе: доктора заподозрили у мальчика нейроинфекцию. По дороге туда, говорит женщина, состояние сына резко ухудшилось.
— Врачи инфекционной больницы, как только увидели ребёнка, сразу забегали, стали оказывать ему помощь. Полчаса моего мальчика откачивали, но не смогли спасти.
— Ребёнок поступил в приёмное отделение в 12:00 в критическом состоянии. Верно оценив ситуацию, врач незамедлительно вызвала реаниматолога и приступила к оказанию медицинской помощи, — комментирует главный врач ГАУЗ КО «Калужский областной специализированный центр инфекционных заболеваний и СПИД» Елена АЛЁШИНА. — В 12:06 ребёнок в экстренном порядке был госпитализирован в реанимационное отделение и подключён к аппарату искусственной вентиляции лёгких. Реанимационные мероприятия проводила бригада квалифицированных специалистов, включая двух реаниматологов и педиатра. Делали всё, что могли — до последней минуты. В 12:50 была констатирована смерть. Мы искренне сочувствуем семье и близким умершего малыша и выражаем им свои соболезнования.
«Выгораживать виновных не станем»
По предварительной информации, причиной смерти Ростислава стали двусторонняя пневмония и отёк головного мозга. Областной минздрав проводит по данному факту проверку.
«Уже взяты объяснительные у врачей станции «Скорой медицинской помощи», Детской городской больницы, Областной инфекционной больницы, — говорится в письме министерства. — Будут проведены все необходимые исследования с целью установления причин смерти и дана оценка действиям медицинских работников. Добавим также, что министерство не станет выгораживать виновных, если выяснится, что смерть наступила вследствие неквалифицированных действий медработников».
Cобственную проверку проводит и региональное Управление Следственного комитета. Хотя лично для себя Лариса уже сделала вывод. Она считает, что пневмония, от которой умер её сын, стала осложнением от прививки АКДС.
Когда верстался номер, стало известно, что региональное Управление СКР возбудило по факту смерти Ростислава уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». Виновным в трагедии грозит лишение свободы на срок до трёх лет. На данный момент подозреваемых и обвиняемых по этому делу ещё нет.
Комментарий специалиста
«Прививка не является причиной смерти малыша»
Сергей БУТРИЙ, известный российский врач-педиатр:
— Прививка АКДС ни прямо, ни опосредованно не могла спровоцировать воспаление лёгких. АКДС — вакцина с цельноклеточным коклюшным компонентом — является, пожалуй, самой реактогенной прививкой во всём национальном календаре прививок, то есть чаще других вызывает нежелательные явления: местные (покраснение, боль и отёк в месте укола) и системные (повышение температуры, недомогание, иногда даже фебрильные судороги). Из-за этого родители опасаются прививки АКДС больше, чем любой другой. Вакцину подозревали в самых разных «грехах»: в том, что она провоцирует синдром внезапной младенческой смерти, стойкую энцефалопатию, эпилепсию, слабоумие и т.д. Из-за этого она подвергалась невероятному количеству дорогостоящих исследований, после чего вакцину реабилитировали и подозрения с неё сняли. Но даже самые агрессивные критики никогда не подозревали эту вакцину в том, что она способна провоцировать пневмонию. Нет ни одного научного свидетельства такой связи. Поэтому мы должны признать, что случившаяся трагедия не может быть вызвана введением вакцины.
Разумеется, для вакцины АКДС есть противопоказания. Насколько мне известно о трагедии в Калуге из открытых источников, врач осмотрел ребёнка и исключил их, а значит, не только имел право, но и должен был вводить прививку. Он действовал в интересах своего пациента, потому что хотел защитить его от трёх очень серьёзных инфекций: коклюша, дифтерии и столбняка, — эпидобстановка по которым в РФ до сих пор неблагополучная. У доктора не было никаких оснований ждать осложнений от прививки — особенно потому, что этому ребёнку уже дважды вводили ту же самую вакцину и переносилась она, со слов мамы, хорошо. И, я подчёркиваю, педиатр оказался прав: осложнений от прививки не развилось. Они проявляются в первые часы или через 2–3 дня после введения вакцины, а не на шестой день. Учитывая всё это, я считаю, что вины участкового педиатра в случившемся нет никакой. Судя по описанию матери, у ребёнка случилась аспирация рвотными массами, которая вызвала аспирационную пневмонию, дыхательную недостаточность и гибель ребёнка. В этом, на мой взгляд, нет вины ни матери, ни педиатра, ни прививки. Но любое негативное событие после вакцинации, связанное или не связанное с ней, всегда сразу же попадает под самое пристальное внимание общественности. Это провоцирует волну публикаций в СМИ и соцсетях, массовые отказы от прививок и огульные обвинения в адрес врачей и производителей вакцин.
При этом случаи, когда ребёнка не привили вовремя и он заболел, например, коклюшем, обсуждаются на пару порядков скромнее и реже. Подобное происходит, потому что родители чувствуют вину и стремятся замолчать и забыть этот случай. Такой перекос в информированности населения и рождает антипрививочные настроения. Это несправедливо и опасно. Если мы будем с той же силой нагнетать давление против педиатров и против прививок, то очень скоро получим резкое падение охвата вакцинацией и, как следствие, возвращение былых эпидемий. Да, это ужасная трагедия, и я искренне — как врач и как отец двоих детей — сочувствую этой семье. Но не всегда в трагедии виноват кто-то. Зло нередко случается само по себе. Не будьте скоры на обвинения и расправу. Давайте постараемся быть объективными.