Программист человеческой психики
В Калуге представителей этой профессии можно пересчитать по пальцам. При этом Михаил Обухов поднял её на новую ступень: он вывел клиническую психологию из роли служанки психиатрии и превратил в эффективный инструмент восстановления здоровья, доступный большинству людей.
В каком-то смысле это примета времени. Клиническая психология возникла именно тогда, когда спрос на неё стал наиболее очевиден. Стрессы как особенность современной жизни, неправильное родительское воспитание, конфликты в семьях из-за разрушения традиционных ценностей — всё чаще это приводит к нарушениям не только психического, но и физического здоровья.
На стыке медицины и психологии
Раньше подобными проблемами занимались врачи-психотерапевты. Затем было решено пойти встречным путём: не только врачам давать психологическую подготовку, но и профессиональным психологам — медицинскую. Так, четыре года назад при Калужской областной психиатрической больнице была организована переподготовка по специальности «Клиническая психология».
— Классическая медицинская психотерапия исходит из того, что все эмоциональные и психические проявления — продукт деятельности мозга. В психологии мозг — больше посредник между духовной и телесной жизнью человека.
Никакого противоречия в этих подходах нет, это лишь вопрос расширения инструментария воздействия на человека для усиления терапевтического эффекта.
Психика первична
— Представьте себе картину: два человека одинакового возраста и состояния здоровья ломают ноги. Один впадает в депрессию, другой на время пребывания в гипсе находит себе интересные альтернативные занятия. У кого лечение пойдёт быстрее?
То же касается и более сложных заболеваний. По словам Михаила Обухова, в пусковом механизме сахарного диабета, ревматоидных заболеваний, аллергии, онкологии огромную роль играет душевное состояние человека. Однако особенно это актуально для периода реабилитации.
Есть такое понятие: реабилитационный потенциал. Это запас возможностей человека, от которого зависит, до какой степени он может восстановиться после ДТП, инфаркта, инсульта и т. д. Этот потенциал напрямую зависит от того, насколько человек настроен лечиться, и от его эмоционального состояния. И это как раз сфера деятельности клинического психолога.
— Недавно был случай, — продолжает Михаил Обухов. — После сложной нейрохирургической ситуации взрослый мужчина не мог ходить, у него не работало пищеварение, и он уже мысленно прощался с жизнью. Меньше чем через неделю после начала психотерапии мужчина уже ходил.
Психолог как последняя инстанция
— Все мои пациенты, как правило, приходят по направлению кардиологов, неврологов, эндокринологов и аллергологов-иммунологов. На каком-то этапе эти специалисты догадываются, что состояние пациента связано с психологией, а не с телесными патологиями.
Как это происходит? Человеку становится плохо. Он идёт к кардиологу, тот говорит, что с сердцем всё хорошо. Он идёт к неврологу, тот проверяет нервную систему — всё в норме. Идёт к гастроэнтерологу, и тот никакой патологии не находит. И на каком-то этапе очередной врач, изучив медицинскую карточку, понимает, что к телесным функциям человека его состояние не имеет отношения.
Панические атаки
По словам Михаила Обухова, чаще всего ему приходится сталкиваться с паническими атаками. Человеку внезапно, без каких-либо внешних причин становится плохо.
Наиболее распространённые симптомы — учащение сердцебиения, повышение давления, боли в желудке, потливость рук, ощущение нехватки воздуха. В особо тяжёлых случаях человек чувствует, как специфическая волна идёт по телу снизу вверх и накрывает до головы, как капюшон. Часто у человека одновременно возникает страх смерти либо боязнь сумасшествия. у одних панические атаки случаются в основном по утрам, у других — по вечерам.
По словам психолога, паническая атака — результат целой совокупности факторов, которые коренятся в очень раннем возрасте. По сути, люди уже рождаются с предрасположенностью к паническим атакам.
Что такое невроз
— Часто неврологи лечат такие состояния самостоятельно. Однако всё, что они могут сделать, — это снять симптомы. Существует достаточно препаратов, которые это хорошо умеют делать. Пожалуй, самый популярный сегодня — фенибут. Но через какое-то время симптомы возвращаются, а постоянно таблетки пить тоже не станешь… А всё потому, что причина не устраняется. Это невроз, и тут надёжно помогает только психотерапия, — говорит Обухов.
Невроз — это некий неразрешённый внутренний конфликт, которого сам человек не осознаёт. Это может быть что угодно. К примеру, женщина вышла замуж, но не хочет заботиться о муже и детях. Сама себе она в этом никогда не признается, но этот конфликт будет разъедать её изнутри, вызывая панические атаки и другие болезненные состояния.
Цель клинической психологии — вскрыть причины и дать новые убеждения, которые этот внутренний конфликт разрешат. Стандартный курс лечения в этом случае — два с половиной месяца, но по неврологам человек может ходить годами…
«Прокапаться»
А многие настолько привыкают к циклу «похужело – прокапался – полегчало – похужело – прокапался…», что считают его нормальным. Уже сам факт какой-то медицинской манипуляции вызывает облегчение. Это так называемый эффект плацебо, отлично действующий на ипохондриков — людей, утрированно озабоченных своим здоровьем. По словам Михаила Обухова, больше половины посетителей государственных поликлиник — из этой категории.
— Наиболее частые симптомы у ипохондриков: ком в горле, одышка, ощущение нехватки воздуха. Бывает, что такие люди долго и упорно лечат астму, которой у них нет. А причина в том, что в характере человека сидит такая зараза, которая заставляет его постоянно обращать внимание на своё здоровье. Это тоже отголоски нашего детства, — говорит психолог.
Профессиональные больные
А ещё есть люди, которые, опять же не признаваясь в этом себе, решают, что им выгодно болеть, так как от этого получают то, чего им не хватает в «здоровой жизни». Прежде всего — заботы и внимания.
— После инсульта человека выписывают на попечение родственников. Сначала ему очень плохо — он обездвижен, не может делать каких-то привычных вещей. Но потом он втайне от самого себя приходит к мысли, что всё не так уж плохо. «Я дома лежу, работать не надо, никаких домашних дел от меня никто не требует, обо мне заботятся, кормят, телек смотрю».
И человек внутренне начинает противиться восстановлению. Ему же выгодно продолжать болеть!
В этом случае задача клинического психолога — поменять мотивацию человека на более конструктивную. Внушить, что свою ценность для окружающих нужно повышать другими методами.
Сохранение беременности
По словам Михаила Обухова, 80% успеха при беременности — психологический компонент. Бывает, что врачи ставят диагноз «Первичное или вторичное бесплодие», но это бесплодие ложное, имеющее глубинные психологические причины.
— Года два назад у меня была пациентка, у которой на 30-й неделе стало ухудшаться кровообращение в пуповине. Акушеры уже готовились к искусственному прерыванию, но после того, как я с ней поработал, кровообращение восстановилось, и беременность удалось сохранить. Это притом, что медикаментозное лечение на тот момент фактически прекратили. А причина была в чувстве тревоги и тайном нежелании рожать ребёнка.
То же касается и поздних токсикозов. Михаил Обухов рассказывает другой случай из своей практики в отделении патологии беременности.
— Женщина была беременна двойней. Её привезли в отделение патологии беременности на 22-й неделе в тяжелейшем состоянии. Я её, серо-зелёную, доводил, поддерживая, до кабинета. После трёх дней работы с человеком произошли разительные изменения: аппетит восстановился, никакого токсикоза!
А причина была в её психике. Стоило женщине найти недостающие ресурсы, как нормальное развитие беременности сразу же восстановилось.
Просто болит спина
По словам Михаила Александровича, каждая негативная мысль оставляет свой след на теле, а длительные психотравмы вызывают мышечные зажимы. От этого возникают боли в спине, а от неё страдают другие органы.
— Если с помощью массажа разбить тот мышечный узел, который возник в результате психотравмы, происходит так называемая ретравматизация — человек как бы возвращается в состояние травмы.
А бывает, что человек ошибочно принимает боли в спине за боли в сердце и идёт к кардиологу.
То же касается и пресловутой вегето-сосудистой дистонии. По словам Михаила Обухова, это не заболевание, а комплекс симптомов, которые имеют разное происхождение. Но в 80% случаев это невроз, поэтому лечить его таблетками бесполезно.
Психологический фестиваль
В Калуге существует психологическое сообщество. Входят в него не только клинические психологи. Они встречаются, общаются, обмениваются опытом.
Для того чтобы показать калужанам, что же представляет собой практическая психология на современном этапе, 21 октября в антикафе «Небо» состоится психологический фестиваль. Он носит некоммерческий характер, вход будет свободный.
Там каждый специалист расскажет о том, что представляет собой то или иное направление современной психологии, и продемонстрирует свои умения на мастер-классах.