«Отлично, но не безнадёжно»
Так на прошлой неделе охарактеризовал российскую экономику могучий старик Алексей Улюкаев. Его всё судят за то, что он якобы лично получил в качестве взятки 20 кг долларов.
А началось всё тогда, в декабре 2014-го, когда панический страх за рублёвые сбережения заставлял людей скупать валюту по 100 рублей за доллар и приобретать ненужные квартиры. Побоявшись прижать валютных спекулянтов, Центробанк тогда решил проблему обвальной девальвации, подняв ключевую ставку почти в два раза. Экономика была загнана в стагфляционную ловушку, и ни о каком росте реальных доходов с тех пор и до настоящего времени речи не идёт.
Три года страна мучительно выбирается из этой ямы: повышение номинальных доходов тут же съедается инфляцией, но даже этот скромный рост вызывает обеспокоенность Центробанка. На прошлой неделе много шума наделало заявление этой структуры о том, что рост зарплат чересчур быстрый, и это может навредить экономике.
Могли бы чиновники ЦБ и с себя начать, но переживать по поводу чрезмерного роста зарплат россиян им вряд ли стоит: по оценкам экспертов, рост доходов бюджетников возможен лишь при цене нефти выше 75 долларов за баррель, а этого нет и не предвидится.
Не лучше ситуация с зарплатами и в частном бизнесе. Введение системы «Платон», онлайн-касс, увеличение числа проверок и, соответственно, штрафов, рост цены топлива и «коммуналки» - всё это ложится дополнительным бременем на предпринимателей, и те урезают фонд оплаты труда.
Цены на продукты питания пока удерживаются. Исключение - апельсины, подорожавшие за год почти на треть. Основные поставщики цитрусовых на наш рынок - Турция и Египет. Импорт из обеих этих стран существенно упал, почему - толком никто так и не понял, но к Новому году апельсины точно не подешевеют.
Свой вклад в ценообразование внёс и Минздрав, порекомендовав повысить среднюю цену на водку с нынешних 205 до 300 рублей. Увеличение акцизов - наиболее эффективный метод снижения потребления алкоголя, считают в ведомстве. Про самогон они там в Москве ничего, наверное, не слышали. Между тем, по экспертным оценкам, сектор самодельного алкоголя занимает уже больше половины объёма потребления этой гадости.
Впрочем, не всё так плохо. На подъёме - цифровые технологии, оборонный сектор. Венесуэла получила в этом году от России 6 миллиардов долларов и хочет ещё. Так что всё на самом деле если не отлично, то точно не безнадёжно.