Предания Завершья
В начале XVII века по склону Березуйского оврага проходила граница города — здесь заканчивались стены и башни деревянного Калужского кремля. За рвом располагалось одно из старейших поселений.
Завершье начиналось от современного Каменного моста. Сам овраг издавна был гиблым местом. Ещё в Смутное время, когда Лжедмитрий II злодействовал в Калуге, на площади у торговых рядов каждое утро находили от 6 до 12 убитых ночью поляков. Существует предание, что их трупы, обглоданные голодными собаками, скидывали в Березуйский ров к источнику, который калужане прозвали «Здоровец». В XIX веке на этом месте установили часовню святого Николая Угодника. Сегодня у родника установлен крест.
Плети и мировая
Жители Завершья (современная улица Пушкина), где ещё располагалась и Панская слобода, нередко враждовали с острожным, посадским населением.
В Калуге даже родилась легенда, получившая название «Чернышёвский мир». В юго-западной части города, за Березуйским оврагом, исконно селились и жили берендяки — ремесленники, изготавливающие берендейки — кожаные пантронташи для стрельцов. Это была значительная ремесленная группа, которая дала название целой слободе — Берендеевке — и улице Берендяковской, сохранившейся до настоящего времени. В первой половине XVIII века у них произошла ссора с другой крупной слободой — гончаров. Случилось в 1724 году Калугу посетить проездом петровскому вельможе Григорию Петровичу Чернышёву. Однако две ремесленные группы встретили гостя по отдельности, каждая — своим особым хлебом-солью. Узнав о вражде, граф Чернышёв сурово приказал гренадерам: «Плетей!» Главы городских слобод насмерть перепугались и на коленях стали просить пощады. Вельможа послал за протопопом, приказал присягнуть на Евангелии с крестом, помириться и облобызаться, а затем сам перецеловался со всеми. И только тогда торжественно въехал в город.
Предводитель горцев
В 1859 году в Калугу прибыл пленённый имам Дагестана и Чечни Шамиль. Вскоре в бывшем трёхэтажном особняке купца Билибина поселилась вся большая семья горца из 22 человек, включая мюридов и прислугу. Дом с тринадцатью комнатами сняли за 900 рублей в год у помещика Сухотина (ныне это здание музея на улице Пушкина, 4).
Примечательно, что особняк этот изначально принадлежал городскому голове Калуги — степенному купцу Ивану Галактионовичу Билибину. Именно он был удостоен чести присутствовать на императорской коронации царя Николая I в Москве 22 августа 1826 года.
— Дом прекрасный. Если бы мне представлено было выбирать для себя любой из целой Калуги, я бы выбрал этот, — воскликнул Шамиль.
По Калуге имам разъезжал в коляске, запряжённой четвёркой лошадей, подаренной императором Александром II. На имаме была пышная белая чалма. Поверх короткой белой черкески — богатая медвежья шуба. Обут горец был в жёлтые сафьяновые сапоги.
Из казны на его содержание ежегодно выделялось 15 тысяч рублей. Одним из первых заведений, которые Шамиль посетил, была Хлюстинская больница. Он интересовался у врачей содержанием больных, способами их лечения. В одном солдате-горце узнал земляка и остался доволен тем, как заботливо русские врачи за ним ухаживают. Шамиль любил гулять в Городском саду, слушать музыку, посещать балы и танцевальные вечера в Дворянском собрании. Здесь в 1866 году он принял присягу на подданство и верность русскому царю. Посетил он и Калужскую гимназию. Бывал на службах в православных храмах.
На вопрос калужского епископа Григория, отчего Бог один, а между тем у христиан он добрый, а у магометан — такой строгий, Шамиль ответил:
— Это оттого, что народ у вас добрый, а наш — народ разбойников. Поэтому с ним следует обращаться строго: за всякую вину надо голову рубить.
Часто можно было увидеть Шамиля на склоне Яченки, где его сыновья и черкесы из свиты джигитовали на арабских скакунах.
Две его жены — Зейдат и Шуанат, — невестки и женщины из прислуги вели строго затворнический образ жизни. Гуляли они только в закрытом саду за домом.
Вставал имам рано, с восходом солнца: летом — в четыре, зимой — в шесть утра. Молился и скромно завтракал. Пил только ключевую воду. Много читал книг из своей библиотеки, которую привезли в Калугу в огромных тюках, завёрнутых в персидские ковры.
В 1868 году Шамиль покинул Калугу и поселился с семьёй в Киеве. Умер он в 1871 году на пути к мусульманской святыне — Мекке.
Позднее в особняке калужского купца Билибина располагалось трёхклассное училище братьев Малютиных. Легендарный особняк калужане до сих пор называют «Дом Шамиля».
Полную версию читайте в книге автора «Тайны старой Калуги: легенды, предания, мистика», которая выходит в сентябре.
Сыновья Шамиля.