«В Каннах победил самый парадоксальный фильм»

Кинокритик Антон Долин рассказал о картинах, которые поразили жюри фестиваля и получили награды.
16:14 18.07.2017
0 970
Татьяна СВЕТЛОВА.

Кинокритик Антон Долин рассказал о картинах, которые поразили жюри фестиваля и получили награды.

В этом году фестиваль был собран вокруг тем, которые задали русские режиссёры. Одна из них - отношения взрослых и детей. Какие же картины отметило жюри?

Шаг в сторону - и всё меняется

- «Квадрат» - фильм шведского режиссёра Рубена Эстлунда - самый парадоксальный и неожиданный, - говорит Антон ДОЛИН. - Современная Европа представлена через метафору Музея современного искусства. Действие происходит в Стокгольме будущего, где нет монархии, демонтирована статуя короля перед дворцом, а дворец превращён в Музей современного искусства. У куратора музея Кристиана на площади крадут мобильник и бумажник. Отследив свой телефон через приложение, он приходит в бедный район и, поскольку не знает, в какой квартире живёт похититель, раскладывает по почтовым ящикам письма с угрозами. Этот поступок приводит к непредсказуемым последствиям. Это история о том, что человек живёт в безопасном, «очищенном» мире, но стоит сделать шаг в сторону, всё меняется, и становится неуютно. Фильм сам является произведением современного искусства и одновременно великолепно глумится над современным искусством. Например, в музейном зале есть инсталляция: одинаковые кучки земли, расположенные в некоем порядке. И когда уборщик случайно нарушает этот порядок, происходит скандал, потому что теперь придётся выплачивать огромную сумму. Это кино, говорящее о дискомфорте в социуме, где все вроде бы достигли консенсуса и должны чувствовать себя счастливыми. Но счастья не ощущается. Присутствует и тема детей-жертв. Рассказывается о необычной акции. На площади города есть «квадрат сострадания и толерантности». Предполагается, что любой человек, который входит в него, может попросить у прохожих помощи и те должны помочь. Такая игра в общественный договор, который в фильме не срабатывает. Пиарщики музея снимают ролик: взрывают квадрат, в котором оказываются котёнок и девочка. И это скандал. Сам Кристиан - отец-одиночка, воспитывающий двоих дочерей. Дети - жертвы, пустое место (потому что квадрат остаётся пустым после того, как «взрывается» девочка).

«Квадрат» Рубена Эстлунда.

Лучшая женская роль

- Ещё один фильм, который говорит о современной реальности, - «На пределе» Фатиха Акина. Актрисе Диане Крюгер он принёс приз за лучшую женскую роль.

Фатих Акин - режиссёр турецкого происхождения, лауреат множества призов в Каннах, Венеции, Берлине… Картина - это история теракта, в котором главная героиня потеряла мужа-турка и сына (опять же тема жертвенного ребёнка). Террористы (неонацисты) были оправданы судом, и героиня решает отомстить. К этому фильму у меня есть ряд претензий - и главная, как он построен. Конструкция настолько искусственна и предсказуема, а финал узнаваем, что не удаётся увидеть никакого сопереживания. Впрочем, это моё личное мнение.

«На пределе» Фатиха Акина.

Лучшая мужская роль

- «Тебя никогда здесь не было» - вновь история маленькой девочки–жертвы и её попытки спастись от страшной угрозы. Картину купили для российского показа, но, возможно, мы увидим её не такой, какой увидели в Каннах, так как шотландский режиссёр Линн Рэмси привезла на фестиваль незаконченную версию. Несмотря на это, она получила 2 важных приза - за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль. Это вариация «Таксиста» Мартина Скорсезе и «Леона» Люка Бессона. История виртуозного наёмного убийцы, который пытается спасти от сети педофилов маленькую девочку-блондинку. Картина, по сути, представляет нарезку детских впечатлений героини и героя. Киллер (актёр Хоакин Феникс) представлен тоже как ребёнок. Он живёт с мамой. По вечерам смотрит с ней телевизор. И кроме того, что совершает на заказ убийства, абсолютно инфантилен. Фильм раскрывает тему тотального сиротства. Потому что сиротами здесь являются и главный герой, и героиня.

«Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси.

Жертва ради искупления

- Приз за сценарий картина «Тебя никогда здесь не было» разделила с фильмом «Убийство священного оленя» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса. В главных ролях - Колин Фаррелл и Николь Кидман. Это история хирурга, работающего в госпитале. Он встречается со странным подростком. Зачем? Не буду вам рассказывать, хотя многие критики уже разболтали. Скажу лишь, что речь идёт о жертве, на которую должен пойти главный герой ради искупления некоего зла.

И вновь Николь Кидман

- В этом году актриса 4 раза выходила на красную дорожку в связи с четырьмя разными фильмами. Это абсолютный рекорд. Приз за режиссуру взял фильм «Роковое искушение» Софии Копполы, в котором Кидман сыграла главную роль (не уверен, что фильм заслуживает такого приза). Её партнёр в этой картине вновь Колин Фаррелл. Фильм выйдет на российские экраны уже в июле. Это тоже история принесения в жертву, «нарушенного» детства. В центре - девочки из пансиона, которые во время Гражданской войны на юге Америки приютили у себя раненого солдата-северянина, и что из этого получилось.

«Роковое искушение» Софии Копполы.

- Мне кажется, что всё это ставит новую полярность в современном кино. Это не правые и левые, богатые и бедные, и даже не мужчина и женщина, а взрослые и дети. Детский взгляд на мир. Безразличие, непонимание, неспособность сохранения общего языка. Всё это, по мнению режиссёров наших дней, является ключом к нашим комплексам, к неуверенности, травмам. И, возможно, одним из способов преодоления этих травм.

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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