Кому на Руси жить хорошо
Согласно недавно опубликованным данным ВЦИОМ, лучше всего россияне жили в декабре 2014 года. Тогда на еду денег не хватало всего каждому двадцатому. Социологи эту категорию людей называют крайне бедными. Просто бедные - это те, кому на продукты денег хватает, а вот на одежде уже приходится экономить. Таковых тогда было 20%, это каждый пятый.
Следующий уровень комплиментарно называют «нижний средний класс», но на самом деле это те, кто посередине между средним классом и бедняками. У них достаточно денег на продукты и одежду, но они не могут себе позволить покупку современной бытовой техники. Это была самая большая категория - 46%.
Настоящий средний класс - те, для кого затруднительна (но возможна!) покупка нового автомобиля. Таковых в конце 2014 года было целых 26%.
Оставшиеся 4% - люди, которые признались, что вообще не испытывают материальных затруднений ни в чём, т. е. богачи.
Можете пока примерить эти категории на себя, и поехали дальше - узнаем, как изменился уровень нашего благосостояния за последние два года.
Количество крайне бедных увеличилось в два раза и сейчас доходит до 11%. Значительно выросло и количество просто бедных, таковых теперь в стране 32%, это каждый третий.
Нижний средний класс тоже сократился, но не так значительно - сейчас таких семей около 38%. А вот настоящий средний класс сократился заметно - с 26% до 18%, т. е. почти в два раза.
И самое замечательное: количество богатых, наоборот, увеличилось за время санкций тоже почти в два раза.
Ну что, к какому сегменту вы относите себя теперь?
Эти же данные подтверждает недавнее исследование Высшей школы экономики. Её вердикт аналогичен: нынешний «санкционный» кризис характеризуется тем, что бедные беднеют, а богатые богатеют, тем самым увеличивая имущественное расслоение в обществе.
Это не просто абстрактные цифры. Розничные торговые сети уже меняют свои маркетинговые стратегии, адаптируясь к новой реальности пониженных потребительских стандартов. Для нас с вами это отражается в существенном сокращении ассортимента, когда на прилавках остаются лишь продукты из самого дешёвого ценового сегмента.
В этих условиях правительство планирует со следующего года внедрить налоговую реформу. Её суть будет заключаться в том, чтобы выделить бизнесу средства для инвестиций путём сдерживания роста зарплат, т. е., по сути, снижения уровня жизни и без того нищающего населения.
Однако какой смысл модернизировать бизнес в условиях снижения внутреннего спроса? На какой мультипликативный эффект рассчитывает правительство, задушив доходы населения? Ведь оплачивать товары и услуги людям будет просто нечем?
Впрочем, не всё так плохо. У нашего среднего класса дела явно идут на поправку. Есть такой характерный показатель - продажи новых автомобилей. Так вот, после традиционного январского затишья они стабильно растут, причём в этом месяце уже заметно превзошли прошлогодние показатели. Это даёт определённые надежды, но не всем.
Хорошей вам недели!