Ворота в честь Екатерины II
По преданию, в фундамент Московских ворот калужане замуровали памятную Екатерининскую медаль 1779 года, выпущенную в честь посещения Калуги императрицей. На ней изображена царица в калужском женском купеческом наряде и есть надпись: «се како любит ю». На счастье. Но век ворот оказался недолог!
Московские ворота не случайно называли главной достопримечательностью города - через них по Ямской слободе проезжали все: от простого крестьянина или зажиточного купца до императоров Александра I и Николая II.
Путешественники, посетившие Калугу в начале XX века, любовались Московскими воротами эпохи императрицы Екатерины: «Они довольно просты по своим формам, но очень типичны для эпохи перехода к спокойствию классицизма, начинавшему завоевывать себе симпатии. На воротах нет никаких украшений, формы ясны и просты, как результат времени. Калужскую арку, безусловно, строил какой-то столичный мастер, бывший вполне на уровне архитектурных веяний времени».
В честь императрицы
Калужская легенда относит постройку ворот в виде римской триумфальной арки к 1775 году, когда императрица Екатерина II осчастливила своим визитом наш город. На самом деле въехала она через Тульскую заставу. Горожане успели соорудить лишь деревянные ворота-арку. О каменном строении приходилось только мечтать!
Московские ворота появились позднее, после утверждения в 1778 году генерального плана застройки Калуги. Проезжавший через наш город в 1781 году академик Василий Зуев ещё не застал этой грандиозной постройки. В «Путешественных записках» о них даже не упомянуто.
Ворота в Путевой дворец
Их авторство приписывают архитектору Петру Никитину. За три года он возвёл знаменитый Каменный мост. На постройку виадука в то время уходил почти весь кирпич с 12 местных заводов. Здесь появился первый стрельчатый обелиск-верста с гербами городов Калужского наместничества, обозначавший въезд в Путевой дворец императрицы. Два других обелиска типичной для екатерининского времени формы построили у Триумфальных ворот на Московском тракте.
Грандиозное строение высотой в десять метров возводилось несколько лет по замыслу калужского наместника Михаила Кречетникова. Ворота в римском стиле должны были не только обозначать границу города, но и открывать дорогу к Путевому дворцу матушки-императрицы Екатерины II. Поэтому в предании калужан они получили название и Екатерининских. По проекту планировалось установка ещё двух подобных Триумфальных ворот - на Тульском тракте и на дороге на Смоленск. Однако смерть архитектора Петра Никитина в августе 1784 года не дала этим замыслам осуществиться, да и Кречетников перебрался в Киев.
Римский дух
Калужская арка в античном стиле напоминает Фламиниевы ворота, построенные в эпоху Возрождения по проекту Микеланджело. Проект ассоциируется и с видом арки римского императора Тита - в единой стилистике с двумя проездными арками Присутственных мест, которые возводились вслед за Каменным мостом.
Ворота с обелисками-верстами соединялись с двумя небольшими зданиями - кордегардиями для стражи и проверки документов всех покидающих и въезжающих в Калугу. Для благословения путников с обеих сторон ворота украсили иконами Спасителя и Казанской Божией Матери в серебряных окладах.
Позднее в Московских воротах находилась ночлежка сторожа и водоразборная будка, у которой ямщики поили лошадей.
Разобрали на кирпичи
Главную достопримечательность Калуги разобрали на кирпичи в 1935 году. Предлог - помеха первому автобусному сообщению. По решению комиссии «О незначительной архитектурной и исторической ценности провинциального масштаба, нарушающей общую архитектурную композицию мощной магистрали улиц Желябова-Советской». Только заведующий краеведческим отделом Калужского государственного музея Василий Извеков выступил против сноса Московских ворот, ценного памятника архитектуры.
Все, что от них осталось потомкам, - одинокий обелиск и многочисленные изображения на дореволюционных открытках и фотографиях.