Сказки, с которых начинается Родина
Калужский педагог разработала и воплотила в жизнь уникальный проект, который помогает воспитывать в детях патриотизм.
Те, кто учился в советской школе, наверняка помнят стихотворение, которым открывался учебник по чтению для 1-го класса, - «С чего начинается Родина». До сих пор помню его наизусть. Педагог калужского Центра дополнительного образования «Радуга» Людмила МОСТОВАЯ на этот вопрос ответила по-своему. Любовь к Родине, по её мнению, начинается с русских народных сказок и песен.
Назад, в прошлое
- Мой педагогический стаж - 38 лет, - рассказывает Людмила Игоревна. - Сначала работала в школе, потом - в сфере дополнительного образования. Сама я, хоть и росла на русских сказках и песнях - их мне рассказывали и пели мои родители, - обстоятельно изучать русское народное творчество начала, будучи уже взрослым человеком. Когда работала в школе, у нас было много поющих педагогов. Мы организовали фольклорный ансамбль. И вот, когда стали разучивать русские народные песни, я почувствовала, будто у меня изнутри словно какая-то энергия поднимается и радость охватывает. Руки-ноги непроизвольно в этот процесс включились и словно сами в пляс пошли. Видимо, это заложено в нас на каком-то генетическом уровне и приносит большую радость.
В образе Арины Родионовны Людмила МОСТОВАЯ смотрится очень гармонично. Кстати, сказок она, и правда, много знает.
В Центре «Радуга» я преподаю уже 14-й год - веду занятия по развитию речи в группе раннего развития «Малышок», преподаю вокал. Однажды заметила, что дети совсем не знают русских народных сказок и наших песен. Стало обидно: как же так? Тогда-то и появилась идея - говорить с маленькими детьми о патриотизме, любви к Отечеству через изучение русских традиций, русской культуры. Так родился мой проект «Формирование гражданской идентичности у детей 5–7 лет в условиях дополнительного образования». Он включает в себя несколько направлений: «Культура и традиции», «Историко-патриотическое», «Правовое воспитание», «Семейные ценности», «Дорогою добра». В их рамках ребята вместе родителями рассуждают о правах детей, участвуют в благотворительных акциях, изучают героические страницы истории нашей страны - обязательно через историю своих семей, потому что для маленьких детей Родина начинается именно с неё. Но «сказочное» направление ребятам, конечно, ближе всего.
Одной крови
Проект стартовал 5 лет назад. Его участниками сначала стали учащиеся объединений Центра, а затем и других образовательных учреждений Калуги. Именно тогда Людмила Мостовая впервые примерила на себя образ самой известной русской няни - Арины Родионовны. Конкурсно-игровая программа, которую она вместе с коллегами проводит несколько раз в году, так и называется: «В гостях у бабушки Арины». В процессе подготовки к ней ребятишки вместе с родителями вспоминают известные русские народные сказки, творчески осмысливают их через рисунки и поделки, сочинение собственных сказок. Во время самого мероприятия его участники играют в игры, которые были популярны на Руси, водят хороводы, отгадывают загадки, знакомятся с народными песнями.
- Мои коллеги активно подключились к проекту, - продолжает Людмила Игоревна. - Прежде всего - мой неизменный партнёр Инна Александровна Петухова, с которой мы разрабатываем тематику конкурсов, сценарии мероприятий и проводим их. На занятиях по декоративно-прикладному искусству с ребятами читают главы из романа Ивана Шмелёва «Лето Господне», обсуждают, как когда-то на Руси в семьях отмечали традиционные праздники, делают стилизованные под старину декоративные предметы. На занятиях в объединениях «Мягкая игрушка» и «Клуб домашних волшебников» детишки сами мастерят куклы-персонажи русских сказок и ставят с ними спектакли.
Обращаясь к народным традициям, Людмила Мостовая и её коллеги умудряются объяснять маленьким участникам игровых программ простым и понятным языком даже такие сложные вещи, как, например, толерантность.
- Есть такая русская забава - «Коршун и курица», - говорит моя собеседница. - Один ведущий - «курица» - защищает «цыплят» от «хищника», который на них нападает. А есть армянская игра «Волк и пастух», которая имеет такой же сюжет, как «Коршун и курица», только персонажи другие. Мы предлагаем детям поиграть сначала в одну игру, потом - в другую. Затем просим сравнить: что общего между ними и чем они разнятся. Предлагаем детям порассуждать, почему у разных народов такие похожие игры. Да потому что ценности у нас одинаковые: семья, дети, любовь к Родине, - и делить нам нечего.
Где чудеса, где леший бродит…
Проект Людмилы Мостовой дважды становился победителем в областных конкурсах: сначала - среди педагогических проектов, затем - среди инновационных продуктов. В декабре 2015 года Центр «Радуга» получил статус региональной инновационной площадки, а участниками проекта стали не только воспитанники детских садов, но и школьники в возрасте до 11 лет.
- В этом году мы приобщили к реализации нашей программы три первых класса 12-й школы, которая находится по соседству с нами. Как занимаемся с ними? Сначала даём задание ребятам и учителю. Они читают сказки, готовят творческие работы. Потом приходим в класс, сдвигаем парты, освобождаем место, проводим наши мероприятия: играем, поём, танцуем и, конечно, рассуждаем с ребятишками о том, с чего начинается Родина. Детям очень нравится. Участвуют с удовольствием. Когда уходим, всегда спрашивают: «Когда вы к нам снова придёте?»
5 лет назад в проекте участвовали 10 образовательных учреждений. В этом году их стало 32. Свои работы представили 143 семьи. На финальную встречу «В гостях у бабушки Арины», на которой награждали победителей и самых активных участников, народу собралось столько, что актовый зал «Радуги» едва вместил всех желающих.
И, знаете, посмотрела я на этих мальчиков и девочек с горящими глазами, и так захотелось открыть томик русских сказок, чтобы перечитать вместе волшебные истории про Ивана Царевича, Елену Прекрасную, Серого Волка и, конечно, про Жар-птицу. В детстве она была у меня самой любимой.