Послание из прошлого как предостережение
В Калужской драме родился новый любопытный спектакль - «Телеграмма», в котором 3 актёра исполняют 11 ролей.
- Я помню, что такое телеграмма, но уже смутно, - говорит молодой режиссёр Ярослав РАХМАНИН. - Но есть люди, которые вообще не знают, что это такое! Телеграмма - это что-то, чего уже нет, анахронизм, послание из прошлого. В данном случае - послание и предостережение.
Спектакль поставлен по одноимённой пьесе Олега Михайлова, который стал лауреатом конкурса молодой драматургии в номинации «По мотивам», проведённого во время VI фестиваля «Старейшие театры России в Калуге». И пьеса дождалась своего часа. Поставил её в рамках проекта «Дипломники столичных театральных вузов на малой сцене» выпускник РГИСИ из Санкт-Петербурга (мастерская профессора В.М. Фильштинского) Ярослав Рахманин. В основе лежат рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек», дневники Е. Шварца и произведения У. Сарояна. Автор посвятил пьесу латышской актрисе Марии Лейко.
На сцене всего три актёра. Актрису (маму) играет Светлана Никифорова. Двое других - Елена Короткова и Сергей Вихрев - помимо главных исполняют ещё несколько ролей второстепенных. Вихрев в числе других и роль Сталина. При этом перевоплощение и переодевание происходят на глазах у зрителей.
В образе пионера-горниста.
- В этом сложность и необычность спектакля, - рассказала перед премьерой, которая состоялась 10 января, Елена КОРОТКОВА. - Я играю совершенно разных женщин: главную героиню в разных её возрастах, молодую коммунистку и пожилую попутчицу. Стараюсь показать этих людей как можно дальше друг от друга, меняя речь, походку, внутреннее состояние… Спектакль сложный для восприятия. Это настоящая драма. Зрелище не для развлечения, а для думающих людей разного возраста. Наша задача - через материал попытаться подключить зрителей, чтобы они почувствовали атмосферу того времени, 1937-го, тех страшных лет тоталитарного режима, репрессий, расстрелов. Надеюсь, спектакль найдёт своего зрителя. Тема далека от молодёжи. Работать было безумно сложно и интересно! Вживалась, старалась понять, как тогда жили люди и чем, что чувствовали! Всё, что поняла, постараюсь донести до зрителя. Особенно хочется, чтобы прониклись мои ровесники. Это ведь «телеграмма» для них.
С. НИКИФОРОВА в роли мамы.
- Пьеса изначально весьма специфическая: драматург в какой-то мере уже выступает в ней как режиссёр, - анализирует пьесу и ход работы над спектаклем Светлана НИКИФОРОВА. - Автор правильно, на мой взгляд, уловил одну удивительную вещь. Каковы ваши детские воспоминания о «Чуке и Геке»? Это такая очаровательная семейная - вроде бы - история. Патриотичная. Красивая по атмосфере - зима, Новый год, тайга… Хорошо заканчивается. Но ведь там внутри ощущается какая-то тревога. Не знаю, откуда она исходит… Но она есть! Тревога спрятана где-то глубоко внутри. Между строк. Она чувствуется. Это талант Гайдара. Да и само время не могло не фонить! Автор пьесы Михайлов прочувствовал это. И как бы навязал уже свой, режиссёрский ход. Вот в этом я вижу сложность пьесы. Однако, всё равно - то, что получилось в конечном итоге, - это видение Ярослава Рахманина, его мир, его космос. Думаю, постановка должна найти своего зрителя, потому что затрагивает тонкие человеческие материи, то, что присуще каждому из нас, независимо от возраста и вкуса. Мы, актёры, искренне об этом рассказываем. А насколько нам удалось воплотить режиссёрские задумки, покажут реакция зрителей и время. Кстати, на надгробной плите Аркадия Гайдара выбиты слова именно из рассказа «Чук и Гек», которые звучат и в спектакле: «Что такое счастье, каждый понимал по-своему. Но все вместе знали и чувствовали, что нужно честно жить и трудиться, главное, крепко любить и беречь эту огромную и прекрасную землю, которая зовётся Советской страной». Чудесные слова! Они и трогают, и страшны. Потому что знаем, что за этими словами стоит. Понимаем, что это значило для людей того времени. И всё равно - это любовь! Всё сложно!
Сергей ВИХРЕВ. Возможно, таким был Аркадий Гайдар.
- Лично я в работе над спектаклем совершенно по-другому открыл для себя детского писателя Гайдара, - говорит режиссёр Рахманин. - Узнал о человеке то, чего не знал раньше. Аркадий Гайдар в неполные 18 лет командовал полком, принимал участие в ликвидациях партизанских отрядов, восставших против советской власти в Хакасии и на Тамбовщине, в расстрелах, а потом стал талантливейшим детским писателем, создавая потрясающе светлые рассказы и повести. И надеюсь когда-нибудь поставить спектакль по биографии этой выдающейся личности.
Весьма любопытным получилось и минималистическое оформление спектакля сценографом-дипломником ГИТИСа Ариной Иксановой с элементами видеовизуализации, над которыми работал молодой художник Сергей ВИХРЕВ. Возможно, таким был Аркадий Гайдар.. Интересно подобраны музыкальные треки.
- Вообще, это командная работа, - сказал после первого показа режиссёр. - Спектакль рождался в совместных обсуждениях, размышлениях и находках с замечательными актёрами.
В феврале эту прелюбопытнейшую постановку можно будет увидеть один-единственный раз - 24-го, в пятницу.