Большое переселение
Журналистам показали объекты, куда власти предлагают переехать торговцам с Центрального рынка.
Левон Гаспарян надеется, что какая-то часть арендаторов с рынка переберётся в «Панораму». Для них уже готово 600 обособленных помещений.
До основанья, а затем…
На Центральном рынке и прилегающей территории работало ни много ни мало 809 предпринимателей. Отовариваться сюда ехали со всей области. Это калужанин может прошвырнуться по магазинам, а приехавшему издалека заниматься шопингом некогда и незачем: для него рынок в центре — просто идеальный вариант. Тем не менее вместо того, чтобы привести здание рынка и прилегающую территорию в порядок, власти решили его попросту сравнять с землёй.
Что будет на этом месте, непонятно. Горуправа говорит о каком-то мифическом парке, но для него нет ни финансирования, ни даже проекта. Учитывая, что это центр города и здесь самая дорогая земля, наиболее реалистичным представляется вариант с продажей земли частным застройщикам.
А вот работникам рынка теперь нужно перебираться на другое место. Какой у них выбор, показали журналистам во вторник, 8 ноября, в ходе организованного горуправой пресс-тура.
Объект № 1: из ларька в бутик
Недалеко от рынка высится построенный несколько лет назад торговый комплекс «Панорама». Отлично отделанный внутри, но расположенный в непроходном месте, он, что называется, «не взлетает». Закрытие Центрального рынка для владельцев ТЦ — просто манна небесная: они рассчитывают, что какая-то часть арендаторов переберётся сюда, наконец-то вдохнув в него полноценную жизнь.
Вместе с тем достаточно сложно представить привыкших торговать на тридцатиградусном морозе суровых обитателей «Дзержинки» в мраморно-стеклянном антураже «Панорамы». Однако управляющий ТЦ «Панорама» Левон Гаспарян полон оптимизма:
— В Москве тоже не сразу в торговые центры с улицы перешли. А теперь удивляются: как раньше могли в таких условиях торговать, — говорит он.
Объект № 2: привет из 90-х
Торговая база Облпотребкооперации с развалом Союза перешла на розницу, открыв на бывших оптовых складах множество мелких магазинчиков: шапки и обувь продаются здесь рядом с рыбой и крупой. Скрытая кирпичным забором, она так и сохранилась до наших дней как памятник разгулу рыночной экономики лихих 90-х. Ходили слухи о её закрытии, но в связи с ликвидацией Центрального рынка такой вопрос на повестке дня уже не стоит.
На базе Облпотребкооперации для работников Центрального рынка приготовили 1 тысячу кв. метров торговых площадей.
Для «переселенцев» с Дзержинки на базе Облпотребкооперации выделили 1 тысячу кв. метров торговых площадей, но те перебираться сюда не спешат: место специфическое, да и немного его. Впрочем, не исключено, что какая-то часть всё-таки переедет — какой-никакой, но поток покупателей тут есть, да и цена аренды сравнительно небольшая.
Объект № 3: гигант на обочине
Это основная альтернатива Центральному рынку. Построенный на Маяковке «Городской рынок Калуга» имеет внушительные размеры и по уровню комфорта заметно превосходит своего исторического предшественника. Если первый этаж отдан под прилавки с продуктами, то по периметру на втором этаже планируется разместить бутики. Посетителей почти нет, но торгующие не теряют оптимизма — самая ходовая поговорка у них: не сразу Москва строилась.
На приток посетителей надеются и палаточные торговцы. Специализированных мест для них здесь нет — их разместили фактически на парковке. По словам уже перебравшихся предпринимателей, люди едут туда, где больше выбор, поэтому по мере увеличения количества палаток будет расти и общий поток покупателей. Однако продукты — явно не тот товар, за которым едут на другой конец города. Сельскому жителю добраться сюда за одеждой тоже непросто — он скорее пройдётся по магазинам низких цен в центре, недалеко от автостанции, чем поедет на Грабцевское шоссе.
На новом рынке специализированных мест для «переселенцев» нет — их разместили фактически на парковке под открытым небом. Но на ночь всё убирается на сухой склад.
И немного о культуре
Центральный рынок — это не просто место, где одни продают, а другие покупают. Это ещё культурный феномен. Конечно, калужский рынок — это не одесский «Привоз», описанный десятками писателей, и про который сложены тысячи анекдотов. Но всё равно это значимый кусок истории города, жизненная история и часть мира нескольких поколений калужан.
И вместо того, чтобы использовать европейский подход: бережно сохранить здание и территорию рынка, максимально её окультурив, городские власти предпочли вариант даже не советский, а самый что ни на есть совковый: сначала спустить всё на тормозах, годами спокойно наблюдая, как рынок превращается в грязную клоаку, а потом просто уничтожить, заявив, что он портит облик города.
А палаточной торговле на самом деле приходит конец — это тенденция объективно обусловленная и отнюдь не только калужская. И никакие переезды этого не отменят.