Пары из Альмиры и Гордея не вышло
В Калуге впервые прошёл совиный фестиваль.
Сова Альмира неподвижно сидит на спинке стула и внимательно наблюдает за гостями. Как только подходишь к ней сфотографировать, птица распушает перья и начинает шипеть, как кошка.
— Ей не нравится, что в личное пространство вторгаются,— объясняет биолог Илья ПАРУШКИН.— Вообще, она может кричать — ругаться, когда хочет есть, верещать и букать, а когда приподнимает «затылок», значит, проявляет агрессию.
«Альмире почти 4 года. Она попала ко мне взрослой птицей, но разведена была в неволе. Мама у неё — западно-сибирский филин, а папа — с южного Урала. Альмира хорошо знает своё имя, команды. Она спокойная, но на дух не переносит филина Гордея».
Если птицу с рождения вырастил человек (её называют «импринт»), она воспринимает людей, как особей своего вида,— продолжает Илья.— У таких птиц затруднено размножение. Они пытаются построить пару с человеком. Не импринты, которые живут у человека, со временем тоже привыкают к людям настолько, что ведут себя с ними, как с филинами.
Вероника Матюшина, руководитель Центра реабилитации диких животных «Феникс»: «К нам попадают сложные птицы. Этой сове пришлось отрезать крыло. Был у нас и совёнок, которого порвали собаки, ему ампутировали лапки. Помогли мастера валяния — сделали валенки, в них он смог ходить».
Кажется, что у сов большая голова, но если птицу намочить, голова у неё будет очень маленькой, а на ней — два огромных неподвижных глаза. Если бы у человека были такие пропорции, то каждый глаз был бы размером с апельсин. Зато голова у сов хорошо поворачивается — на 270 градусов. И они отлично видят и днём, и ночью. Но цвета не различают, их зрение напоминает чёрно-белое. Примерно в 10–15 см от глаз у сов слепая зона. Птица понимает, что перед ней что-то шевелится, но видит только расплывчатое пятно. И поэтому не может чётко разрывать добычу. Мелкие совы просто заглатывают мышь целиком. Крупные, такие как филин, не могут целиком заглотить зайца. Но они могут пощупать его перьевой щёткой, которая находится возле клюва. Эти перья обладают высокой чувствительностью. Кстати, совы могу запросто съесть кошку, она для них, как заяц.
«Филину Гордею 3,5 года. Это 4-е поколение в неволе. Вырос он с очень скверным характером. Недавно улетел, и неделю мы его искали. Вернулся более упитанным, чем был. Наверное, в Калуге благодаря ему стало меньше кошек».
Пёрышки, которые все принимают за ушки, — не органы слуха. Они служат для мимики: при общении у сов меняется выражение «лица». А настоящие уши спрятаны под перьями гораздо ниже глаз и часто ассиметричны — одно выше другого. По положению ушей можно выделить сов правшей и левшей. Слух у этих птиц очень острый. Были случаи, когда слепые совы по звуку ловили мышей.
Болотная сова по имени Ставридка очень любит людей и даже разрешает себя погладить.
А ещё у этих птиц хорошая память. Например, ястреб, если с ним не заниматься пару недель, всё напрочь забудет, он будет, как чистый лист. Филины, обученные один раз, помнят всё. Запоминают и людей. У меня был ученик, который приходил и дразнил филина веником. Птице это, конечно, не нравилось. Через несколько месяцев мы с этим учеником поехали на охоту. Я отпустил птицу. Смотрю, филин летит обратно, я выставил руку, а он промчался мимо меня и со всей скорости вцепился в этого парня, хорошо, что у него на спине был рюкзак.
Воробьиный сыч Таврия. Он похож на птенца, но это взрослая особь. Ей 2,5 года.