Пушкин не заслужил памятника?
На спортивном канале закончился поединок по смешанным единоборствам. Один из бойцов, получив страшный удар, рухнул и отключился, заливаясь кровью. Его противник, сидя на нём верхом, с остервенением молотил кулаками по беззащитной, безвольно мотающейся голове… Но комментатор, зайдясь от восторга, орёт: «Какое красивое завершение боя!» Это к вопросу о своеобразии понятия о красоте…
Так получилось, что на пару лет я покинул Калугу и уехал в небольшой городок Черкесск. Там я получил урок понимания подлинной красоты и культуры. У республиканской библиотеки стоят два памятника: один, в бронзе,— Есенину, второй, в чёрном мраморе и сером граните… кому бы вы думали? Основателям славянской письменности Кириллу и Мефодию. И это, заметьте, в многонациональной республике. Там собственная письменность у некоторых народов (абазин) появилась только в 30-е годы прошлого века.
Вернувшись в Калугу, я понёсся осматривать город в надежде обнаружить что-то новенькое. Отвык, всё воспринимается несколько по-иному, не так, как прежде. Восседает в кресле запылённый Чижевский, примостившийся на пересечении сразу трёх оживлённых улиц, что напрочь исключает возможность рассмотреть памятник. Все так же городовой с собачкой добросовестно охраняет памятник Кирову. На месте и забытый кем-то мешок вблизи бронзового К.Э. Циолковского с велосипедом.
В парке я обнаружил нечто для себя новенькое. С высоченных постаментов сурово взирают два великана — Кукша и Лаврентий. Ну что ж, вполне логично и благопристойно.
Но за спинами этих великанов на некоем подобии пьедестала сиротливо белеет, не побоюсь этого слова, убогий памятник Пушкину. А ведь Пушкин имеет гораздо большее отношение к Калужской земле, чем Есенин — к Карачаево-Черкесии. Отсутствие у нас приличного памятника этому великому поэту невольно воспринимается как месть потомков за то, что тот обозвал Калугу «гадким городишком». А если серьёзно, не переступить ли нам, дорогие земляки, через ложное самолюбие и не скинуться ли всем миром на приличный памятник поэту? Пусть он будет не в полный рост, как памятник Гоголю, а бюст с намёком на «бронзы звон или гранита грань».
А, например, в Ялте вот такой памятник поставили, хотя к этому городу поэт не имел никакого отношения.
О памятнике Гоголю судить воздержусь. Приведу лишь забавный эпизод, который произошёл зимой. В один из редких снежных дней, когда на спину Николая Васильевича намело приличный сугроб, из музея вылетела группа приезжих школьников и направилась к могиле Циолковского. Когда они пробегали мимо Гоголя, раздался звонкий мальчишечий голос: «Пацаны! Что там за горбатая бабка из снега торчит?» Как говорится, устами младенца… Это к вопросу о реализме в искусстве и многообразии методов воплощения творческих замыслов, что в сочетании с авторским кредо «Я так вижу» может дать непредсказуемый результат.
Прошёл слух, что среди очередных кандидатов на глобальную монументализацию числится Иван III. Памятник Николаю II
уже установили. По поводу этой кандидатуры умолчим, хотя в Калуге бывал и Александр II.
Я не историк и точными фактами пребывания в Калуге Ивана III не располагаю. Но вот то, что русским войском во время «Угорщины» командовал князь Андрей «меньшой» (брат Ивана III), это факт неоспоримый, как и тот, что герой Куликовской битвы Ослябя был выходцем из Калужской земли, из города Любутска, что стоял на берегу Оки между Дугной и Алексином. Сейчас там группа энтузиастов ведёт раскопки. Славный воитель земли Русской не удостоился внимания местных чиновников и, стало быть, памятника не заслужил. Как и тот, что спас Калугу от уничтожения в 1812 году, навязав Наполеону жестокое Тарутинское стражение. Вы правильно догадались — это М.И. Кутузов.
Интересно, кто же у нас принимает эпохальные решения о том, кого и в каком виде надо увековечить? И какими критериями они при этом руководствуются: эстетическими, историческими или, извитите, пофигическими? На сегодняшний день в Калуге, без учёта мемориальных досок, насчитывается более 60 памятников (можете проверить). Из них подлинно талантливых и заслуживающих внимания — единицы.
Лично мне нравится памятник Петру и Февронии, что стоит в сквере у Никитского храма. Потому, вероятно, что он посвящён моим любимым историческим персонажам.
Владимир ЦВЕТКОВ.
Добро пожаловаться
Когда прекратится беспредел?
Нынешняя власть страшно далека от народа. Бесконечные и всё увеличивающиеся поборы за ЖКХ, растущие цены... И это в то время, когда во многих наших сёлах люди живут без газа, медпунктов и т.д. А теперь даже не в состоянии провести индексацию пенсионерам.
Взять, например, дом № 17 по пер. Малинники. Зданию 40 лет, оно нуждается хотя бы в косметическом ремонте. Но зато в десятки раз увеличилась плата за предоставляемые услуги, постоянно изобретаются всё новые статьи оплаты: «Содержание жилья», «Текущий ремонт», «Капремонт» (которого в ближайшие 10–20 лет не предвидится). Далее — плата за воду, за ОДН, чуть раньше — за подвод воды, подвод тепла и электроэнергии. Усиленно навязывают счётчики. Участились хождения разных служб, предлагающих за 20–30 тысяч установить прибор на случай всяких аварий, хотя стоит этот прибор, как выяснилось, всего 1290 рублей. Когда прекратится этот беспредел?
После дождей к дому пройти невозможно: вся территория залита водой, которая стекает в подвалы. Куда только ни писали — бесполезно. Поэтому десятки собственников и не платят за проживание. Задолженность только по нашему дому скоро достигнет полумиллиона рублей. Никто её не собирается взыскивать. А всё это ложится на плечи добропорядочных жильцов.
Территория вокруг дома заставлена машинами. Жители вынуждены круглосуточно дышать смогом. Рядом имеется территория, которая при завозе гравия могла бы стать стоянкой для машин. Но вместо этого часть и без того мизерной детской площадки заставлена автомобилями.
Наконец, последнее. Весь город: столбы, заборы, остановки, деревья — обклеен рекламными листовками и всякой чушью.
И за всё это надо сказать спасибо нашей власти.
Виктор НИКОЛАЕВ.
Горячая вода нынче дорога
Дорогая редакция, здравствуйте! Прошу вас опубликовать моё письмо губернатору Анатолию Артамонову.
Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Я проживаю на ул. Хрустальной, д. 44, корпус 6. Дело в том, что с мая 2016 года по настоящее время мне и жильцам нашего дома начисляют коммунальные платежи за горячую воду в размере 300 и 500 рублей за куб. Я не согласна с таким расчётом. В ЕИРЦ утверждают, что начисляют такие суммы по закону. Обратилась в прокуратуру с просьбой провести проверку. Прокуратура переслала мою жалобу в жилищную инспекцию, откуда я так и не получила конкретного ответа о правомерности данных начислений за горячую воду.
Прошу Вас помочь разобраться в законности начисления данных сумм за 1 куб горячей воды.
Елена М. (фамилия — в редакции).