«Поменьше телевизор надо смотреть!»
Тимура Шаова в телевизоре нет. Однако на концерте этого автора-исполнителя в калужском Доме музыки был аншлаг.
И в каждом городе - не только российском, но и в европейском, и в североамериканском, - по которым Тимур Шаов много гастролирует, он собирает полные залы. Да, залы небольшие, до тысячи человек. Но полные. Дело в том, что его сатирические песни глубоко интеллектуальны. А людей умных в мире не так уж и много. Но, слава богу, они ещё есть! Откуда узнают о Шаове? Просто работает такое правило - подобное тянется к подобному. По моему личному наблюдению, интеллектуалы и музыку предпочитают соответствующую, причём вне зависимости от жанра.
О многообразии жанров и стилей
Тимур Шаов не стесняется называть себя бардом. Он поёт собственные стихи, положенные на музыку собственного сочинения, под собственный гитарный аккомпанемент. В поэзии очень схож с Сашей Чёрным. Свои острые, едкие, гротесковые, ироничные, до коликов смешные стихи-зарисовки заключает в совершенно разные музыкальные формы. Невероятно эклектичен: сочиняет рок-н-ролл и блюз, вальсы и мазурки, стилизации в духе Вертинского и Синатры, шансон и регги и даже использует фрагменты классики. И, однако, он - бард. Это бесспорно! Лауреат Грушинского фестиваля. В 2014 году Сибирский фонд по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого наградил Шаова медалью «Бард России». До него этой чести удостаивались лишь пятеро отечественных поющих поэтов: Александр Городницкий, Юлий Ким, Юрий Кукин, Олег Митяев и Вадим Егоров.
А если отбросить эти внешние сравнения-определения, то его бьющий чистым ключом поэтически–музыкально–сатирический дар, действительно, довольно сложно классифицировать.
Неподражаемый и культовый бард-пересмешник
— Да! Мобильники можете не выключать, - этими словами начал концерт худенький, маленький Тимур Султанович, иронично глядя на зрителей из-под очков. — Нам они совершенно не мешают. А если соседей ваших будут раздражать, то сами с ними разбирайтесь (и все, хихикая и оглядываясь на соседей, полезли в карманы и сумочки за гаджетами).
— Мы будем петь песни из нового альбома «Один день дяди Жоры», - продолжил Шаов. – Но вы можете писать нам записки и заказывать свои любимые старые. Такса за песню у нас стабильная, небольшая. Расслабьтесь и чувствуйте себя, как в ресторане.
И калужане расслабились. Хотя не все. Были замечены люди из силовых структур. Тоже смеялись и хлопали. Но песне «Непонятый Пьеро», явно намекающей на «самого императора», аплодировали сдержанно-прохладно, оглядываясь по сторонам. Собственно, и не только они. Весь зал как-то неспокойно заёрзал и притих. Интеллигенция, однако.
Один в поле не воин
Повторить, скопировать Шаова практически невозможно. Гитарой он владеет так, что позавидует хороший рок-блюз-джаз-исполнитель. Его вокальная интонационная выразительность по-восточному тонка, еле уловима и многообразна. Мог бы выступать один. Однако ему помогают два музыканта-аккомпаниатора. Михаил Махович - виртуоз мандалины, супервостребованный студийный сессионный музыкант. Известен как участник группы «ГрАссМейстер». Молодой Николай Григорьев уже успел получить приз за виртуозное владение гитарой на престижном конкурсе-фестивале из рук Томми Эммануэля.
Трио Шаов-Махович-Григорьев звучало просто божественно! Отдельное спасибо звукорежиссёру Дома музыки Роману Романову, отлично прочувствовавшему саунд группы, - звук был идеален и в партере, и на балконе.
Он уехал, но обещал вернуться
Концерт длился более двух часов с перерывом на отдых-перекус-покупку дисков. Заказы Шаов, действительно, выполнял, правда, не все и, конечно, совершенно бесплатно - записок-пожеланий было очень много. Да и спеть все песни просто невозможно. За 18 творческих лет Тимур выпустил 15 дисков. Сколько написал песен, сказать сложно, но по Интернету гуляет около 150. И среди них практически нет таких, которые не хочется послушать ещё раз. Я знаю репертуар Шаова почти весь, но вот на концерте посчастливилось побывать впервые. Впечатление незабываемое! Пересказывать музыку дело неблагодарное.
После концерта зрители долго не расходились. Шаов, несмотря на усталость, с удовольствием подписал многочисленным поклонникам купленные ими диски, искренне-уважительно провёл фотосессию. И уже в гримёрке, собираясь в обратный путь, в Москву, любезно ответил на несколько вопросов.
— Тимур Султанович, почему, на ваш взгляд, чем больше экономических проблем в государстве, чем тяжелее жизнь, чем больше вводится ограничений, тем патриотичнее становится народ и больше влюбляется в своего лидера?
— Чем крепче кризис, тем мощнее работает машина пропаганды. Этим занимаются профессионалы, в совершенстве владеющие методами внушения, знающие психологию толпы, масс. Поменьше телевизор надо смотреть.
— А вы часто в «ящик» заглядываете?
— Смотрю иногда. Про львов люблю передачи, про Вселенную (улыбается). У меня телевизор настроен на несколько каналов: гео-зоо-познавательные, спортивные - я футбольный фанат - и на «Культуру».
— Тимур Султанович, к вопросу вечной темы, к которой обратились и вы в песне «Отцы и дети»... Мне кажется, наше общество стремительно деградирует. Вот 100 лет назад самым популярным в России был эстет Вертинский - он пел песни на стихи Северянина, Бальмонта и Блока. 40 лет назад все обожали Ободзинского, поющего стихи Есенина, Матусовского и Гаджикасимова. А нынче кумир - Стас Михайлов…
— Мы деградируем, это несомненно. Увы, молодёжь очень мало читает. Большинство не знает элементарных вещей. Многие не отличают Толстого от Лермонтова. А о музыке я вообще молчу. Ничего удивительного. Малообразованными людьми легче манипулировать. Чем человек просвещённее, тем труднее показать ему фокус с исчезновением.
— Вы как полиглот, человек много и постоянно читающий, открываете ли для себя новых писателей и поэтов?
— Я продолжаю открывать для себя тех, кого, казалось бы, давно знал. Наконец-то дорос до Толстого. Перечитывал «Войну и мир» и смаковал построение фраз, улавливал интонацию, внутреннее напряжение. Это невероятно! Заново открыл Аксёнова и Булгакова как тончайших стилистов. Из поэтов по-новому восторгаюсь Межировым.
— Тимур Султанович, тяжёло добывать хлеб насущный профессиональному барду? На стадионах-то вы не выступаете…
— У меня трое детей, и, чтобы достойно обеспечивать семью, приходится много концертировать. Мы практически круглый год на гастролях. Однако понимаю, куда клоните (смеётся). Я ни разу не пожалел, что сменил профессию врача на долю артиста. Скучал, да. Даже снился иногда сам себе в белом халате. Но чтобы пожалеть - ни разу. Я работал в больнице в те времена, когда врачи влачили катастрофически нищенское существование. Это в США диплом врача - гарантия не просто безбедного существования, а богатства. У нас же и по сей день, чтобы доктору достойно зарабатывать, необходимо обладать коммерческой жилкой: или открывать частную клинику, или заниматься поборами пациентов. Мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь. Я и на сцене в какой-то мере остаюсь врачом. Лечу песней. Если я поднял вам настроение - значит, своё предназначение выполнил.
— Вы объездили вдоль и поперёк всю Европу и Америку. В какой из стран вам комфортнее всего?
— Комфортно там, где есть друзья. Там, где тебя ждут, где тебе рады. Приедешь — тебя встретят, обнимут, обогреют, накормят, напоят, на концерт придут и будут радоваться и аплодировать (смеётся).
Впереди у Тимура Шаова месячные гастроли по Германии и Голландии. В Россию бард вернётся лишь в конце марта - начале апреля. Даст пару концертов в Москве и Санкт-Петербурге. А потом до самого лета его трио будет колесить по изъезженным-переезженным штатам Северной Америки. Там его любят и ждут. Впрочем, так же, как и на родине, в России.