Актёрам аплодировали по приказу губернаторши
Как калужане провалили премьеры гоголевских «Ревизора» и «Женитьбы» в театре Городского сада.
Известный краевед Дмитрий Малинин оставил нам интересные заметки о театральной жизни в провинциальной Калуге.
В мае 1846 года наш город по приглашению калужской губернаторши Александры Смирновой-Россет посетил известный театральный актёр Михаил Щепкин вместе с критиком Виссарионом Белинским. Начало их путешествия из Москвы было неудачным. Его испортила плохая погода — шли дожди. Дорогу из-за ужасной грязи размыло. И тем не менее путники, проведя в пути сутки, прибыли в наш город 18 мая и остановились в лучшей гостинице «Киев» на Никитской улице (ныне ул. Ленина, 119).
Город купцов
Калуга в то время была небольшим провинциальным городом всего с 28 тысячами жителей. 8% населения составляло купеческое сословие. Лавок в нём насчитывалось почти 700, даже одна книжная. В черте города работало 29 фабрик и заводов: кожевенные, восковые и щетинные. Торговый оборот Калуги считался весьма серьёзным и доходил до 4 млн. рублей серебром. В городе имелись гимназия, уездное училище, два мужских и три женских приходских училища, духовная семинария и духовное училище. Культурный уровень горожан оставлял желать лучшего. По словам писателя Ивана Аксакова, два учителя гимназии воображали себя поэтами: один писал стихи, во что трудно было поверить, а другого он называл просто шутом. В кругу чиновников интересовались лишь карточными играми. Городские обитатели ничего не читали и ничем не увлекались. Выезжать им было некуда, а приличное общество отсутствовало. Общественное мнение в Калуге было таким слабым, что мошенники, которыми город изобиловал, с наглостью играли здесь важную роль. Единственным местом, где не увлекались картами, а гостей занимали музыкой, был дом Сергея Унковского, известного мореплавателя и путешественника, который два года прослужил в Англии.
Калужский губернатор Николай Смирнов часто бранил дух и характер провинциального общества, намереваясь его улучшить и воспитать. Большие надежды он возлагал на литературу и театральное искусство.
Пустой театр
Калужский деревянный театр был построен в 1842 году, он располагался на Садовой площади, к югу от семинарского корпуса в Городском саду (ныне Парк культуры и отдыха. — Прим. ред.). Через девять лет, в 1851 году, он сгорел.
Премьерная постановка состоялась 19 мая. Накануне афиши объявили: «В здешнем театре будет представлена комедия «Ревизор» сочинения г-на Н.В. Гоголя». Городничего играл великий Михаил Щепкин, актёр Императорского Московского Малого театра.
Как вспоминали современники, первое представление прошло при довольно пустом зале. Объяснение было простым — дороговаты билеты для публики. Но скорее всего, имя блестящего столичного актёра мало говорило сердцу калужан. Да и актеры, кроме Щепкина, играли скверно и были невыносимо дурны. Разумеется, зрительские аплодисменты были жидкими.
Цены билетов на второй спектакль — «Мирандолина» — пришлось снизить. Однако проблему наполняемости зала это не решило. Театр заполнился едва наполовину. Зрителей не прибавилось и на других представлениях — «Повар и секретарь» и «Филипп, или Семейная гордость». Зрители заняли всего один ряд и одну ложу.
Губернатор Смирнов «ужасно бесился и даже рассадил в креслах всех свободных актёров и служителей театра для виду». А его жена приказала хлопать всем актёрам прямо в её ложе.
Холодный приём
Михаил Щепкин завершил свой театральный бенефис из 8 спектаклей в Калуге гоголевской «Женитьбой», в которой играл Кочкарёва, и ролью Бурдукова в «Тяжбе», так ни разу и не собрав полный зал. Как правило, немногочисленными зрителями становились чиновники и местное неслужилое дворянство. Рядовая калужская публика осталась равнодушной.
Газета «Губернские ведомости» попыталась сгладить провал столичного актёра. «Немногие и только избранные могут вполне постигать и ценить высокое достоинство игры Щепкина, как немногие понимают создания Гоголя,— повествовал театральный рецензент.— Игра не может действовать на толпу, которая ищет только сильных ощущений».
После спектаклей актёр ужинал у губернатора и его жены Александры Смирновой-Россет, приятельницы А.С. Пушкина. Много говорили о Гоголе, о слухах, которые ходили про губернаторшу среди городских обывателей.
Да и погода в Калуге стояла холодная — всего 3–4 градуса тепла, дул ветер и даже шёл град. Поэтому столичные гости поневоле часто сидели в номере гостиницы «Киев». В конце мая Щепкин и Белинский «поплыли по грязи» из Калуги дальше на юг — в Воронеж, Курск и Харьков, так и не покорив здешнюю холодную театральную публику. ◘