А поговорить?
Ольга Кормухина два часа признавалась в любви калужанам и в песнях, и в прозе.
С волнением и надеждой шёл я на концерт Ольги Кормухиной и Алексея Белова вечером 12 декабря в концертный зал ДК КТЗ. Каким же будет оно — чудо встречи с певицей, напрочь сразившей когда-то моё рокерское студенческое воображение? Я предвкушал встречу с хорошей музыкой, мне слышался сногсшибательный вокал, а душа жаждала новых ярких песен.
В предвкушении
В 80-х Кормухина была единственной рок-дивой в СССР, находящейся, думаю, не только для меня, на одной планке с Дэвидом Ковердейлом, Миком Джаггером, Робертом Плантом, Иэном Гилланом, Гленном Хьюзом, Фредди Меркьюри, Дженис Джоплин, Джо Кокером и Глэдис Кнайт.
Её и сегодня величают не иначе, как «наша русская Тина Тёрнер».
Зал был полон на две трети. Но та, преданная часть поклонников, встретившая певицу, как героиню, как Жанну д`Арк — стоила целого зала. Публика собралась одновозрастная (от 40 до 60), но разнополая. Дамы, судя по всему, были поклонницами Кормухиной. Мужчины, по виду старые рок-н-рольщики, явно ждали мужа — Алексея Белова — лидера популярной в конце 80-х группы «Парк Горького» (самого успешного русского проекта в США — под названием Gorky park).
«Давайте поорём вместе!»
Публика стала дарить букеты Кормухиной уже после первой композиции. А та, окрылённая, постоянно подбадривала зрителей, уверяя, что именно они её единственные спонсоры. Не только пела, но и много, очень много, говорила — о себе, о музыке, о Родине, о долге, о войне с мировым злом, о Боге, о любви к зрителям.И о том… как она любит поорать!
«Давайте поорём вместе!» — настойчиво взывала она к залу на протяжении всего концерта. И зал орал как мог, стараясь любимую певицу не разочаровать.
Я чувствовал себя как-то неловко, поскольку вопить хором не люблю. Я-то пришёл слушать не орущий зал, а Её величество певицу. А она всё настойчивее и настойчивее протягивала микрофон в зал, упиваясь властью над толпой. В основном орали, конечно, не малоизвестные песни, написанные Беловым, а цоевские «Группу крови» и «Кукушку». Я слышал, как сзади поклонницы говорили про мурашки по телу. Ещё больше они, видимо, побежали по женским спинам после «Богемской рапсодии» Queen и классической «Памяти Карузо» Лучо Дала — девушки закатив глаза громко постанывали.
— Каждый рокер просто обязан петь и блюз, и джаз, и классику! Так завещал нам великий Ричи Блэкмор! — оправдывала перепевки певица.
Как истинная дама — меняла наряды. Сначала вышла в чёрном облачении, затем добавила к брючному костюму красную юбку под песню «Выйду в красном». Под занавес явилась публике в зелёном а-ля гусарском камзоле.
Ну а что Алексей Белов?
О нём Кормухина тоже много говорила, а через час песен-разговоров позвала на сцену. Алексей появился под бурю оваций в вязаной чёрной шапке, чёрном одеянии и с белой гитарой-балалайкой, на которую и купилась когда-то американская публика. С ходу сразил зал своей мощнейшей харизмой и пригвоздил магнетизмом и обаянием. И понёсся блок старого доброго американо-рока: Ocean, Tell me, Moscow Calling. Старые поклонники вволю поностальгировали. Орать, правда, им было сложней: всё-таки «Парк Горького» — группа англоязычная. Но пытались, как могли…
Закончился концерт хитом всё той же Тины Тёрнер.
«Это было замечательно! Просто потрясающе!»— восторгалась одна из поклонниц после концерта, делясь своими впечатлениями с подругой.
Разочарование
Безусловно, вокальные данные Кормухиной великолепны! Вместе с красным дипломом Гнесинки она получила блестящее образование. И сегодня поёт не хуже тройки-пятёрки великих российских рок-исполнителей. Что есть, того не отнимешь. Однако лично меня в целом концерт сильно ра-зо-ча-ро-вал. В первую очередь, неуёмным желанием рок-дивы поговорить. Нескончаемыми восторженными речами о какой-то «своей единственной интеллигентной публике», о «некоем своём творческом предназначении», о попсе, «наматывающей сопли на кулак»… И как-то не совмещались разглагольствования о Боге и православии, об особой роли России с чисто американскими песнями супруга.
Зачем эти настойчивые призывы «Давайте орать вместе!»? Наградил Бог голосом — так пой! Зачем других-то заставлять! Сами запоют, если захотят. Тем более, что в России петь любят все — особенно те, у кого нет слуха и голоса. К чему эти заигрывания с публикой, душевные откровения и обгаживание коллег из поп-эстрадной коалиции? Как-то нелепо, смешно и по-детски звучала убеждённость 55-летней певицы в том, что рок превыше всех остальных песенных жанров. И вовсе не важен жанр. Гораздо важней магнетизм исполнителя, его внутреннее богатство чувств, которое исходит от мастера и проникает в души слушателей. И в этом случае рока поболее у классического гитариста Дмитрия Илларионова, пианиста Дениса Мацуева или фолк-ансамбля Дмитрия Покровского, чем у некоторых орущих металлистов.
К чему этот словесный пафос в ущерб общей песенно-музыкальной концепции концерта? Зачем эта не к месту гражданская назидательность, жеманная «философская» претенциозность?
Ты вроде бы уже проникся песней, хочешь продолжения, развития, а тут — хлоп, и опять тебя с неба об землю пафосными речами! И от этого не складывались замечательные музыкальные пазлы в одну картинку, не возникло ощущения целостности концерта.
Прекрасен певец, которому не нужно объяснять перед каждой песней её предназначение, которому важны не аплодисменты и умение заставить толпу орать, а Её величество музыка! Такими были для меня концерты Шевчука, Чижа, Макаревича (признан иноагентом), Романова, Земфиры, Севары, Катамадзе, Кинчева… Да многих! А вот на концерте Кормухиной моё сердце не ёкнуло, мурашки не пробежали, чуда не случилось.