О вечном – с юмором и горчинкой

поставил спектакль по пьесе Г. Горина «Поминальная молитва» Анатолий Бейрак на сцене Калужского драмтеатра.
15:00 22.09.2015
0 1008
Владимир КАРПОВ. Фото Александра ФАЛАЛЕЕВА.

поставил спектакль по пьесе Г. Горина «Поминальная молитва» Анатолий Бейрак на сцене Калужского драмтеатра.

«Вся наша жизнь - один несчастный случай!»

А вечное - это Любовь и Дружба, это Семья, это, к сожалению, враждебность к чужому. Это история о том, как в начале прошлого века в небольшой деревне на Украине мирно жили русские, украинцы и евреи. Ходили в разные церкви и на разные кладбища, что не мешало по-соседски дружить, как плотнику Степану и молочнику Тевье. И была эта жизнь простых мужиков и баб трудна, как и положено. Ведь не зря мудрый реб Тевье сказал: «Вся наша жизнь - один несчастный случай!»

Ну почему же несчастный? Любимая жена и пятеро горячо любимых дочерей - повод для радости. И можно пережить трудности, если они предсказуемы. Но вот старшая дочь вопреки воле отца выходит замуж за бедняка; другая влюбляется в революционера, а третья и вовсе переходит в православие. А погром, смерть жены, выселение «в 24 часа» из родного дома? Кто может выдержать такое?

Спектакль светлый и умный

Воображаю вероятного зрителя, мозги которого «заточены» под комедию. Он встревожен. Не пугайтесь: это очень светлый и умный спектакль, обильно сдобренный неподражаемым, с грус-тинкой, еврейским юмором. Свидетельствую, что зрительный зал смеётся и аплодирует едва ли не каждые пять минут, в необходимых моментах слышны всхлипывания. Многие конспектируют на гаджеты речения молочника-философа Тевье, и назавтра после премьеры Интернет уже будет пестреть полезными цитатами.

Увы, бывают спектакли, которые тонут на глазах у зрителя, а актёры торопятся с тонущего корабля на халтуру. В «Поминальной молитве» Анатолию Бейраку удалось создать совсем другую атмосферу. Полное ощущение того, что исполнители ролей дружески-семейственно сроднились в этой работе и им тяжело расставаться после представления. И это тёплое чувство волнами уходит в зрительный зал.

Жить в согласии и уважать чужие обычаи

А ещё этот спектакль отличает бережное отношение к национальным традициям. С заинтересованным вниманием авторы спектакля погружают зрителя в мир еврейской культуры: празднование традиционной субботы, свадьба, печальная песня и зажигательный еврейский танец. Находится место даже религиозно-философскому диспуту. Только один вопрос: почему зрители не узнали, кто был репетитором по древнему языку ивриту?

Едва ли не самое мучительное для режиссёра - найти текст для постановки. С «Поминальной молитвой» Анатолий Бейрак пришёл в нужное время и место. Оказалось, что простенькая, на первый взгляд, история, которую сочинил выдающийся еврейский писатель Шолом-Алейхем - очень нужна сегодня. Во многом потому, что живуча тупая нетерпимость к иноверцам-инородцам. И никогда не лишне внушать людям, что можно и нужно жить рядом в согласии, не растворяясь друг в друге и испытывая вежливое любопытство к чужим традициям. Поэтому одной из напряжённых и поучительных в спектакле стала сцена погрома. Вот они - искажённые злобой, тупые лица неудачников. Их жизнь не сложилась, а почему - не хватает мозгов понять. И вот кто-то, кому выгодна вражда, уже бьётся в псевдопатриотической истерике, призывая видеть в соседях источник всех бед. Угар пройдёт, крикуны раст-ворятся, а как жить соседям после этого?

Эти актёры могут всё и сразу!

С особым удовольствием напомню, что театр - это актёры. Спектакль, о котором речь, наполнен работами не просто исполнительскими, но по-настоящему художническими. Игорю Постнову его вызывающе славянская внешность нисколько не мешает играть Менахема-Мендла, мельчайшего предпринимателя. Предприимчивый и артистичный, но фатально неудачливый и бедный, он балансирует на грани опереточного фарса и откровенного голода. Радостно, земляки, что в нашем театре вырос значительный характерный и трагикомический актёр! Захар Машненков уверенно несёт мужественную тему. Его Урядник - не просто нерассуждающий солдафон, но хороший мужик, которого мучительно разрывает между бесчеловечными приказами и совестью нормального человека. Ещё один хороший человек - плотник Степан в исполнении Михаила Кузнецова. Казалось бы, примитивный пьяница, которого легко заразить завистью и неприязнью к кому угодно. Ан нет - за грубоватыми манерами и непрезентабельной внешностью скрывается добрая душа надёжного друга. Мясник Лейзер-Вольф, которого сыграл Сергей Корнюшин, может показаться занудным старикашкой, однако актёр приоткрывает душу своего героя - благородного и очень одинокого немолодого мужчины.

Надежда Ефременко в роли Голды - сочетание яркого таланта с огромным опытом. В первом акте эта большая актриса деликатно уходит на второй-третий план, чтобы в полную силу прозвучать во втором, когда её героиня спокойно и с достоинством принимает неминуемый уход из жизни. Её монолог, обращённый к рожающей дочери - одна из лучших актёрских работ последних лет.

К сожалению, иные режиссёры видят в таланте Сергея Лунина в основном его комедийную составляющую. Но этот актёр может поистине всё и сразу. Его Тевье-молочник поразительным образом сочетает в себе простоту и глубину. Малограмотный крестьянин, глубоко знающий Писание. В его обращениях к Господу Лунин окрашивает наивностью незаурядный ум. Мягкий добряк, Тевье неукротим, отстаивая убеждения. Но его большого сердца и ума хватает на то, чтобы прощать. Заметно, что актёр воспринял роль как выигрышный билет, тщательно её подготовил, с удовольствием и мощно провёл.

Анатолий Бейрак ставит в Калужском драматическом весьма регулярно - есть с чем сравнивать. И «Поминальная молитва», спектакль пронзительный и тёплый - одно из лучших его худо-жественных высказываний. А покидая зал, не забудем сказать друг другу: «Шолом алейхем! - Мир вам!» 

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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