О вечном – с юмором и горчинкой

поставил спектакль по пьесе Г. Горина «Поминальная молитва» Анатолий Бейрак на сцене Калужского драмтеатра.
22.09.2015, 15:00
0 1104
Владимир КАРПОВ. Фото Александра ФАЛАЛЕЕВА.

поставил спектакль по пьесе Г. Горина «Поминальная молитва» Анатолий Бейрак на сцене Калужского драмтеатра.

«Вся наша жизнь - один несчастный случай!»

А вечное - это Любовь и Дружба, это Семья, это, к сожалению, враждебность к чужому. Это история о том, как в начале прошлого века в небольшой деревне на Украине мирно жили русские, украинцы и евреи. Ходили в разные церкви и на разные кладбища, что не мешало по-соседски дружить, как плотнику Степану и молочнику Тевье. И была эта жизнь простых мужиков и баб трудна, как и положено. Ведь не зря мудрый реб Тевье сказал: «Вся наша жизнь - один несчастный случай!»

Ну почему же несчастный? Любимая жена и пятеро горячо любимых дочерей - повод для радости. И можно пережить трудности, если они предсказуемы. Но вот старшая дочь вопреки воле отца выходит замуж за бедняка; другая влюбляется в революционера, а третья и вовсе переходит в православие. А погром, смерть жены, выселение «в 24 часа» из родного дома? Кто может выдержать такое?

Спектакль светлый и умный

Воображаю вероятного зрителя, мозги которого «заточены» под комедию. Он встревожен. Не пугайтесь: это очень светлый и умный спектакль, обильно сдобренный неподражаемым, с грус-тинкой, еврейским юмором. Свидетельствую, что зрительный зал смеётся и аплодирует едва ли не каждые пять минут, в необходимых моментах слышны всхлипывания. Многие конспектируют на гаджеты речения молочника-философа Тевье, и назавтра после премьеры Интернет уже будет пестреть полезными цитатами.

Увы, бывают спектакли, которые тонут на глазах у зрителя, а актёры торопятся с тонущего корабля на халтуру. В «Поминальной молитве» Анатолию Бейраку удалось создать совсем другую атмосферу. Полное ощущение того, что исполнители ролей дружески-семейственно сроднились в этой работе и им тяжело расставаться после представления. И это тёплое чувство волнами уходит в зрительный зал.

Жить в согласии и уважать чужие обычаи

А ещё этот спектакль отличает бережное отношение к национальным традициям. С заинтересованным вниманием авторы спектакля погружают зрителя в мир еврейской культуры: празднование традиционной субботы, свадьба, печальная песня и зажигательный еврейский танец. Находится место даже религиозно-философскому диспуту. Только один вопрос: почему зрители не узнали, кто был репетитором по древнему языку ивриту?

Едва ли не самое мучительное для режиссёра - найти текст для постановки. С «Поминальной молитвой» Анатолий Бейрак пришёл в нужное время и место. Оказалось, что простенькая, на первый взгляд, история, которую сочинил выдающийся еврейский писатель Шолом-Алейхем - очень нужна сегодня. Во многом потому, что живуча тупая нетерпимость к иноверцам-инородцам. И никогда не лишне внушать людям, что можно и нужно жить рядом в согласии, не растворяясь друг в друге и испытывая вежливое любопытство к чужим традициям. Поэтому одной из напряжённых и поучительных в спектакле стала сцена погрома. Вот они - искажённые злобой, тупые лица неудачников. Их жизнь не сложилась, а почему - не хватает мозгов понять. И вот кто-то, кому выгодна вражда, уже бьётся в псевдопатриотической истерике, призывая видеть в соседях источник всех бед. Угар пройдёт, крикуны раст-ворятся, а как жить соседям после этого?

Эти актёры могут всё и сразу!

С особым удовольствием напомню, что театр - это актёры. Спектакль, о котором речь, наполнен работами не просто исполнительскими, но по-настоящему художническими. Игорю Постнову его вызывающе славянская внешность нисколько не мешает играть Менахема-Мендла, мельчайшего предпринимателя. Предприимчивый и артистичный, но фатально неудачливый и бедный, он балансирует на грани опереточного фарса и откровенного голода. Радостно, земляки, что в нашем театре вырос значительный характерный и трагикомический актёр! Захар Машненков уверенно несёт мужественную тему. Его Урядник - не просто нерассуждающий солдафон, но хороший мужик, которого мучительно разрывает между бесчеловечными приказами и совестью нормального человека. Ещё один хороший человек - плотник Степан в исполнении Михаила Кузнецова. Казалось бы, примитивный пьяница, которого легко заразить завистью и неприязнью к кому угодно. Ан нет - за грубоватыми манерами и непрезентабельной внешностью скрывается добрая душа надёжного друга. Мясник Лейзер-Вольф, которого сыграл Сергей Корнюшин, может показаться занудным старикашкой, однако актёр приоткрывает душу своего героя - благородного и очень одинокого немолодого мужчины.

Надежда Ефременко в роли Голды - сочетание яркого таланта с огромным опытом. В первом акте эта большая актриса деликатно уходит на второй-третий план, чтобы в полную силу прозвучать во втором, когда её героиня спокойно и с достоинством принимает неминуемый уход из жизни. Её монолог, обращённый к рожающей дочери - одна из лучших актёрских работ последних лет.

К сожалению, иные режиссёры видят в таланте Сергея Лунина в основном его комедийную составляющую. Но этот актёр может поистине всё и сразу. Его Тевье-молочник поразительным образом сочетает в себе простоту и глубину. Малограмотный крестьянин, глубоко знающий Писание. В его обращениях к Господу Лунин окрашивает наивностью незаурядный ум. Мягкий добряк, Тевье неукротим, отстаивая убеждения. Но его большого сердца и ума хватает на то, чтобы прощать. Заметно, что актёр воспринял роль как выигрышный билет, тщательно её подготовил, с удовольствием и мощно провёл.

Анатолий Бейрак ставит в Калужском драматическом весьма регулярно - есть с чем сравнивать. И «Поминальная молитва», спектакль пронзительный и тёплый - одно из лучших его худо-жественных высказываний. А покидая зал, не забудем сказать друг другу: «Шолом алейхем! - Мир вам!» 

Лента настроения
0 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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