Один иностранный хорошо, а два лучше?
«Калужский перекрёсток» выяснял, с какими проблемами могут столкнуться школы при включении в учебный план нового предмета.
На прошлой неделе педагогическую и родительскую общественность переполошило известие о том, что якобы теперь российские школьники с 5-го класса в обязательном порядке начнут изучать второй иностранный язык. При этом СМИ ссылались на интервью министра образования и науки РФ Дмитрия ЛИВАНОВА, которое тот дал накануне нового учебного года «Российской газете».
На своё усмотрение
На самом деле всё оказалось не совсем так, как преподнесли федеральные средства массовой информации. Во время делового завтрака в «РГ» у Дмитрия Ливанова спросили:
— Нет ли у вас ощущения, что из школ, в том числе московских, вымываются вторые, третьи иностранные языки? Их выводят за сетку обязательных часов, отдают допобразованию. В итоге школы теряют учителей, а родители, которые хотят, чтобы ребёнок знал два языка, вынуждены платить.
— Эту тему мы обсуждали с послами Германии и Италии. Они считают, что их языки должны быть предметом изучения в большем количестве школ, — ответил министр. — Хочу обратить внимание на то, что с 1 сентября 5-е классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы. Мы, правда, дали переходный период школам с учётом того, что к этому не все пока готовы.
В региональном министерстве образования и науки, куда мы обратились за комментариями, нам ответили: ни о какой обязательности в плане изучения второго иностранного языка речи не идёт.
— В соответствии со Стандартом обязательной для реализации является предметная область «Филология», включающая учебные предметы: «Русский язык. Родной язык», «Литература. Родная литература», «Иностранный язык. Второй иностранный язык». Стандарт позволяет школам в рамках реализации образовательной программы вводить изучение второго иностранного языка как обязательного при наличии соответствующего запроса родителей учащихся и необходимых условий в школе. Решение о введении второго иностранного языка каждая образовательная организация вправе принимать самостоятельно.
Второй легче, чем первый
В общем, как водится, не так страшен оказался чёрт, как его намалевали. Однако заявление Дмитрия Ливанова стало хорошим поводом для разговора о том, станет ли изучение второго иностранного языка благом для школьников или ляжет на них дополнительной нагрузкой, а главное — готовы ли школы к данному нововведению. Для разговора на эту тему я отправилась в калужскую гимназию № 19, где изучение двух иностранных языков уже сейчас является обязательным.
— Первый язык у нас — французский. Его школьники изучают со 2-го класса. Английский вводится в 5-м классе, — рассказывает директор образовательного учреждения Александр РАХАЕВ. — Преподавать два иностранных языка мы начали с 2003 года, когда получили статус гимназии. Однако сначала второй язык дети изучали по желанию. Как обязательный предмет он появился в расписании в 2009 году. То есть переходный период у нас фактически составил 6 лет.
Одной из причин появления в гимназии второго иностранного стал запрос родителей, которые сказали: «Хотим, чтобы наши дети изучали ещё и английский». Как показал 6-летний опыт работы, проблем в связи с появлением нового предмета у школьников не возникло.
— Оба языка — и французский, и английский — относятся к романской группе, то есть базируются на латинском алфавите, — говорит учитель французского языка гимназии № 19 Татьяна КАЧУЛИНА. — Мы проводили исследование, которое показало, что изучение второго иностранного даётся детям легче, чем первого. Причём после французского английский кажется не столь сложным. Кстати, вся Европа уже давно держит курс на третий иностранный, потому что там поняли: его изучение даётся детям легко.
Дорогое удовольствие
Однако, если с точки зрения интеллектуального развития ребёнка второй иностранный — это благо, то для образовательных учреждений его появление в расписании может обернуться головной болью. Прежде всего — из-за материальных сложностей.
— В данный момент школам это просто не по карману, — считает Татьяна Качулина. — Во-первых, понадобится группа педагогов, которые будут преподавать второй иностранный. Это минимум 3–4 учителя, которым необходимо платить достойную зарплату. Колоссальная нагрузка ляжет при составлении расписания. Оно должно быть таким, чтобы ни одна группа «иностранцев» не совпала, чтобы всем хватило кабинетов. А их в школах и так ограниченное количество. Далее потребуются средства, чтобы оборудовать классы компьютерами, медиаустановками. Кроме того, необходимо приобрести учебники. Это тоже дополнительные затраты. Вот и получается, что второй иностранный — это проблема не детей и родителей, а государства. У него на школы денег и сейчас особо нет. А уж сколько понадобится на второй иностранный, даже представить трудно.
— Поэтому, — подытоживает Александр Рахаев, — перед тем как в школах появится новый предмет, необходимо, чтобы их бюджеты были увеличены.
После школы
С точки зрения педагогов 19-й гимназии, есть ещё два очень важных момента, которые следует учитывать. Первый заключается в том, чтобы второй иностранный изучался не только в школах, но затем и в техникумах, и в вузах.
— Часто бывает так, что ребёнок заканчивает школу, приходит в вуз, а ему говорят: «Забудьте ваш французский, у нас изучается только английский», — приводит в качестве примера Александр Рахаев. — А ведь государство потратило немалые деньги на то, чтобы школьник получил знания по двум языкам. Поэтому надо развивать данное направление в вузах и техникумах.
Второй момент — наличие запроса на изучение второго иностранного языка со стороны учеников и родителей.
— Уверяю вас: если мы спросим у детей, хотят ли они учить ещё один язык, желающих наберётся процентов 30, а то и меньше, — убеждена Татьяна Качулина.
Поэтому, по мнению педагогов 19-й гимназии, возможность изучать второй иностранный язык у школьников должна быть, но превращать это в обязаловку не стоит.
Ольга, мама двух школьниц:
— Мои дочки изучают два языка — английский и французский. Им нравится, какой-либо нагрузки в связи с этим они не испытывают. К тому же обе мои девочки — гуманитарии, иностранный для них не самый сложный предмет. Если бы была возможность выбирать, изучать два языка или один, остановились бы всё равно на двух. Во-первых, это и для развития интеллекта полезно. Во-вторых, моя младшая сестра говорит на нескольких языках, и дети, глядя на неё, стремятся к тому же.
grig 1, читатель сайта kp40.ru:
— Я думаю, что лучше уделить больше внимания одному иностранному языку (английскому), чтобы выпускники его действительно знали. А не так, как сейчас, когда после школы и даже института знание языка сводится к переводу со словарём. Какой смысл изучать второй иностранный язык, если и первый большинство выпускников не знают?