Калугу раньше узнавали по архитектуре
Когда-то наш город был полностью деревянным. Редкие жемчужины того строительства можно увидеть и сегодня на наших улицах.
Дома Толмачёвых, Толстых, Дом мастеров в центре города и небольшие покосившиеся избушки на окраинах — в переулке Тульском, на улицах Широкой, Труда… Резные наличники, пилястры, балкончики, слуховые окна, карнизы, дубовые ворота и крылечки — от всего этого веет не только стариной, но и каким-то невероятным теплом и светом, как будто эти здания — живые.
Дерево и камень
— Хозяин сам рубил избу или нанимал рубщиков,— говорит методист Дома мастеров Людмила КАПИТОНОВА.— Чтобы дом выглядел нарядным, на нём долотом, стамеской и пилой вырезались причудливые узоры. Такое строение было своеобразной крепостью, ограждавшей хозяина не только от холода, но и от тёмных сил.
Каменное строительство на Руси началось в XVI веке — при Иване Грозном.
— Когда лес был дорогой, строили из камня. Но камень не любили, говорили, что в доме из него плохо дышится,— рассказывает реставратор, сотрудник Краеведческого музея Сергей КОЛОБОЛОЦКИЙ.
При этом деревянные дома горели, как спички.
— Был издан указ: делать каменные палаты,— отмечает Людмила Робертовна.— Избы деревянные остались, но и их поставили на каменное основание.
Дома тогда стали строить на подклети (цокольный этаж). Вверху — сруб.
Каменный нижний этаж использовали для хозяйственных нужд, а жили на верхнем деревянном.
На улицах Королёва и Пухова всё ещё стоят такие каменно-деревянные домики.
Калужская застройка имеет свою специфику. Поскольку в городе земли было немного, дом красной линией сразу выходил на улицу, тогда как в деревнях до сих пор обязательно перед избой должен быть палисадник. Ещё одна местная особенность — высокие глухие заборы с воротами под навесом и с калиткой.
— Как правило, во дворе было очень мало построек для скота,— добавляет Сергей.
Индивидуальный размер
Внешний вид дома многое мог рассказать о его владельце.
— Прежде всего он показывал, хозяйственный тот или нет, больной или здоровый, а может быть, лентяй или пьяница. Дом у бедного, не располагающего средствами человека, был сделан из более тонких брёвен,— рассказывает заместитель директора Музея ремесла, архитектуры и быта Владимир ТКАЧЕНКО.
При этом избы «подгонялись» под размеры будущих жильцов.
— У нас была своя система длин — русские сажени. Их всего 14,— продолжает Владимир Александрович.— Приходила бригада плотников, старые мужики и бабы определяли: дому стоять здесь, это благодатное место. Ведь не случайным образом ставили избы, обратите внимание: вроде бы прямая улица, а дома на ней чуть-чуть пляшут. С хозяина и хозяйки снимали мерки: допустим, глава дома — это маховая сажень. И только затем приступали к работе. В итоге в такой избе была особая атмосфера, ведь создавалась она для конкретной семьи.
В нашей области был распространён такой обряд: когда строился дом, в центр клали дубок, а в угол — монеты. Смысл этих действий затерялся в веках.
— А в Калуге при строительстве в угол дома закладывали череп барана или быка — чтобы зло не проникло. Иногда череп вешали на изгородь,— рассказывает директор Музея ремесла, архитектуры и быта Людмила ФЁДОРОВА.
Все мы знаем о том, что первой в дом запускали кошку: она отгоняет всё плохое. Невесту нужно было обязательно внести в дом, тем самым подчёркивая, что она не гостья, а хозяйка, которая была здесь всегда, ведь порога она не переступала.
«Вышитые» дома
Людмила Фёдорова отмечает: всё в русской избе что-то символизировало — от наличников до входных ручек. Нужно лишь уметь эти знаки читать. С помощью декора — архитектурной резьбы — люди просили процветания своей семье, плодородия земли и т.д.
— Окна — это глаза дома. И мало ли какой человек посмотрит в избу, пусть лучше он взгляд бросит на наличник,— объясняет методист Дома мастеров Людмила Капитонова.— Кроме того, если в доме была незамужняя девушка, для свахи на окно ставили куклу в красном одеянии, с формами женскими, нарочито выпуклыми. И та уже не проходила мимо — знала, что здесь живёт невеста.
Искусствоведы уверены, что на калужскую резьбу большое влияние оказали народная вышивка — перевить — и плетение кружев. И только потом мастера стали добавлять что-то своё. Поэтому в резьбе много языческих мотивов. Солярные (солнечные) знаки — крест, ромб с крестом-колесом, восьмилепестковая розетка. Среди символов плодородия встречаются всевозможные ромбы: с острыми краями, с крючками и т.д.
— Как правило, в центре наличника изображали солнце или богиню плодородия и достатка, а по бокам — какие-то зооморфные символы — различных животных,— рассказывает Людмила Фёдорова.
— Это могли быть барсы или медведи с когтистыми лапами, но хвосты их всегда уходили в растительность. Единение с природой — характерная черта русского человека,— объясняет Людмила Капитонова.
Так, в украшении дома «коньки» крыш зачастую делали в форме коней или птиц. Вообще, изображение коня в калужском пропильном декоре часто трансформируется в образ сказочного крылатого существа — дракона.
В XIX веке в Калуге был популярен стиль Ропета, его называют наиболее ранним проявлением модерна. Тогда в калужской деревянной резьбе появились новые фигуры, которые уже не имели никакой символики, просто радовали глаз.
— Встречается очень много самобытных наличников, на некоторых изображались даже советские звёзды,— добавляет Сергей.
Помимо того что резьба, безусловно, украшала дома, она имела ещё и практическое значение.
— Ажурные наличники закрывали щель между срубом и колодой, в которую вставлена оконная рама. Торцовые доски, покрытые резьбой, защищали концы брёвен сруба от разрушения дождём и ветром,— рассказывает Людмила Капитонова.— Такую же функцию выполняли и прилечины, украшающие фронтоны дома и предохраняющие крыши от преждевременного старения. Узорная обшивка сруба тёсом защищала брёвна от дождя и снега.
Беспощадное время
Даже сейчас в Калуге на старых домах можно увидеть пропильную резьбу, которая была довольно популярна в начале XIX века.
— Наличники остаются на доме, пока его не снесут,— отмечает Сергей Колоболоцкий.
Но с каждым годом деревянных изб в Калуге становится всё меньше, на их месте вырастают многоэтажки. Так, вы уже не встретите резных домов на улице Космонавта Комарова, практически не осталось их и в переулке Тульском, на улице Московской…
— Это естественный процесс, не надо об этом говорить с горечью,— считает краевед Александр ДНЕПРОВСКИЙ.— Люди, живущие в таких домах, тяготятся ими, ведь там нет нормальных условий. Я старюсь находить красоту и в современных зданиях.
При этом он говорит, что, безусловно, есть строения, которые нужно сохранить. Среди них — Дом Толмачёвых.
А реставратор Сергей Колоболоцкий отмечает, что от деревянной Калуги уже ничего не осталось, любоваться ею мы можем лишь на фотографиях.
— Впору старую каменную Калугу спасать,— считает он.