Война уже не снится
С детских лет очень хорошо помню тёплые руки и добрые глаза моего дедушки — Леонида Константиновича Урусова — ветерана Великой Отечественной.
О войне он рассказывать мне не любил, но медали и ордена с гордостью показывал. Знал я о нём мало: что оборонял в 1941‑м Москву, был ранен под Сталинградом, дошёл с советскими войсками до Вены и живым вернулся домой.
Уже после его смерти в 1989 году я начал по крупицам собирать о нём все исторические и архивные данные. Благо к 70‑летию Победы открыли военные архивы, и вся информация о советских солдатах-героях — в свободном доступе.
На службе Родине
Родился мой дед в городе Сухиничи Калужской губернии в 1906 году. С 1928 по 1931 год служил на китайской границе в пограничных войсках. В 1930‑е работал в Москве на радио и перед войной был заместителем председателя Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР.
В июне 1941‑го он записался добровольцем в армию и участвовал в битве за Москву.
Первое серьёзное ранение дед получил 16 декабря 1942 года. В этот день войска Юго-Западного фронта и часть сил Воронежского фронта начали операцию «Малый Сатурн» с целью развития контрнаступления. Боевые действия развернулись северо-западнее Сталинграда, в районе Среднего Дона. В результате напряжённых боёв советские войска продвинулись вперёд на 150–200 км, разгромили основные силы 8‑й итальянской армии, немецкой оперативной группы «Холлидт», остатки сил 3‑й румынской армии и вышли в тыл группы армий «Дон».
После госпиталя дед снова вернулся на 2‑й Украинский фронт в 4‑ю гвардейскую армию. Войну он закончил в звании гвардии старшего лейтенанта, служил старшим инструктором по политработе политотдела 34‑й гвардейской стрелковой Енакиевской Краснознамённой дивизии. Поднимал солдат на передовой и вёл их в бой.
В наградном листе к ордену Красной Звезды, который сохранился в архиве, так и записано: «За период службы товарищ Урусов проявил себя дисциплинированным и исполнительным работником. В период наступления в марте 1945 года в районе Секешфехервара и в апреле 1945-го в городе Вена Урусов неоднократно посылался в части для проверки выполнения боевых задач и оказания помощи в постановке партийно-политической работы, где постоянно находился под воздействием вражеского огня и вёл себя отважно и смело».
Помимо Красной Звезды мой дедушка был награждён орденами: Александра Невского; Отечественной войны I степени; Отечественной войны II степени; Славы II степени. Всю жизнь он прожил с осколком, полученным в битве под Сталинградом. Его родной брат — Пётр Константинович Урусов — жил в Ленинграде и погиб на войне.
Живой солдат войны
Сегодня в Сухиничском районе в деревне Острогубово живёт их младший брат, 91‑летний ветеран войны — Фёдор Константинович Урусов. На 9 мая к нему в деревню приезжает вся большая семья: 4 детей, 10 внуков и 3 правнука. Не забывает его и глава администрации Сухиничского района — Анатолий Ковалёв. На своё 90‑летие ветеран получил именное поздравление от Президента РФ Владимира Путина и калужского губернатора Анатолия Артамонова.
— Меня 17‑летним мальчишкой забрали на фронт. Хорошо помню этот день — 28 февраля 1942 года. Шли через Сухиничи, Козельск, Белёв, Тулу, где был расквартирован 212‑й стрелковый полк. На фронте меня определили миномётчиком. Было очень сложно: длинный ствол, ящик с минами — лафет. И всё это пришлось нести на себе. Служил заместителем командира 10‑го артиллерийского полка, воевал под Козельском, был ранен и снова вернулся на фронт, — вспоминает Фёдор Константинович.
В боях за освобождение Польши он снова получил тяжёлое ранение. Как сообщает его наградной лист: «16 апреля 1945 года в составе 260‑й Стрелковой дивизии, в 4‑й миномётной роте 1027‑го стрелкового полка, рядовой Урусов Ф. К., работая первым номером миномётного расчёта, поддерживал огнём наступление стрелковой части. Во время контратаки немцем, поддержанной артиллерией и авиацией, был тяжело ранен. Отделение, которым командовал Урусов, было лучшим в роте». За подвиг его наградили орденом Красной Звезды.
— Лежал в госпитале и снова воевал. Вернулся в родную деревню только в 1947 году. Помню, из Германии привёз как самую дорогую ценность мешок муки и манки. В деревне меня не было ровно пять лет. Из 50 мужчин в Острогубово вернулись с войны только 22, и те — покалеченные. Приезжаю — мать-старушка растерялась, заплакала. Оказывается, она получила на меня похоронку, когда мы попали в окружение. Обнялись, накрыли на стол, — со слезами рассказывал мне он. — Хорошо, что сейчас мне война уже не снится.
Здоровья вам и бодрости духа, наши ветераны, и огромная благодарность от потомков. Ваши судьбы — напоминание всем нам, ныне живущим вашим внукам и правнукам, кому мы обязаны своей жизнью! Вечная память героям!