Мечта об идеальном гражданине
Свершилось! Не прошло и пяти лет с момента, как фильм выдающегося кинорежиссёра Геннадия Полоки (1930–2014) «Око за око», собравший впечатляющее количество призов на кинофестивалях, наконец стал доступен для зрителя.
Фильм этот, как и все предыдущие работы мастера, снят на материале российской истории ХХ в. В данном случае это экранизация повести Б. Лавренёва «Седьмой спутник», в которой рассказывается о трудной судьбе царского генерала и его достойной смерти в годы Гражданской войны. Главную роль генерала и профессора Евгения Адамова в этой картине исполнил ведущий актёр Калужского драмтеатра Михаил Пахоменко.
Адамов — человек, служивший родине верой и правдой, в одночасье потерял всё: семью, службу, уважение сограждан. А из-за генеральской шинели на улице и убить могут запросто. В довершение всех бед Адамов после покушения на Ленина арестован ВЧК в числе тысяч таких же офицеров и чиновников. Это красный террор!
Однако в самых суровых испытаниях этот интеллигентный старик не теряет себя от страха или ненависти — остаётся человеком. Он отнюдь не убеждён, как его собратья по сословию, что новая власть незаконна и обидчиков нужно непременно перевешать. Он искренне старается разобраться, почему его любимая родина раскололась на враждующие лагеря, старается мирить людей, пробуждать в них лучшее. Михаил Арсентьевич Пахоменко играет человека мягкого, но не мягкотелого. Его герой, конечно, растерян и плохо разбирается в политике. Но в то же время Пахоменко-Адамов предстаёт как человек внутренне собранный, потому что у него есть непоколебимые политикой принципы: ценность семьи и дружбы, служения Отечеству. Он, генерал и крупный юрист, начисто лишён какой бы то ни было напыщенности, скромно доброжелателен к каждому и этим завоевывает и смягчает сердца. Актёр убедительно показывает, как подчас мучительно трудно его герою объяснить людям, что его действительно не волнует потеря комфорта и вещей, что письма покойной жены гораздо важнее дорогой мебели. И что человек не должен чураться никакой, даже грязной работы, главное — быть нужным людям. В такие минуты симпатичное лицо Адамова выражает искреннюю муку и жалость к людям жестоким, жадным или трусливым.
Человеческое достоинство Евгения Адамова покоряет сурового чекиста Кухтина, в котором жестокое время и жестокая служба не вытравили человеческое. Блистательный актёрский дуэт Михаила Пахоменко и Владимира Гостюхина — одна из главных удач фильма.
Генерал Адамов в итоге вступил в Красную армию, и сделал это не потому, что поменял убеждения на коммунистические. Он служит России, а ослабевшая, и не важно почему, родина атакована интервентами. И его смерть — вполне сознательная жертва в защиту идеалов. А это уже высокая трагедия!
«Последний вздох великого советского кинематографа»,— так отозвался о фильме актёр Владимир Гостюхин, исполнивший роль коменданта в тюрьме. Это кино о людях, кино о жизни. Таких фильмов давно не снимали ни в Белоруссии, ни в России, и вряд ли снимут когда-либо. «Око за око» — редчайший случай в кинематографе, настоящее произведение искусства.