Познакомились на фронте
— Это мои мама и папа, они воевали. Фотографии сделаны в 1943 году, когда они служили в ПВО, в 5-м отдельном зенитном дивизионе.
Под командованием Скобелева
— Историей своей семьи я заинтересовалась давно,— рассказывает Лариса Алексеевна.— В памяти — воспоминания бабушки. Оказывается, мой прадед по отцовской линии — Павел Георгиевич Храпаль — воевал в турецкую войну (1877 г.) в отряде Его величества под командованием генерал-майора Скобелева. Сражался близ города Ловчи, освобождал Плевну. Осколком был ранен в голову. Награждён орденом св. Станислава III степени, бронзовой медалью «Румынский крест».
У прадеда было 4 детей: три дочери и сын. Дочери учились в институте благородных девиц, поэтому моя бабушка получила хорошее образование.
Но замуж она вышла за простого крестьянина. Свадьба была уже после революции 1917 года. Они обосновались в Миргороде, на Украине. Родился сын — мой папа. Вместе дедушка и бабушка прожили недолго. Деда послали куда-то в Среднюю Азию устанавливать Советскую власть, там он и погиб.
Вывел роту из окружения
— Мои родители познакомились во время войны. Папа — Алексей Андрианович Лысенко, — закончив школу, уехал из Миргорода в Ленинград и поступил в военное училище. А когда началась война, сразу ушёл на фронт. Его, молодого лейтенанта, назначили командиром роты. Он освобождал Краснодар, Туапсе, Сухуми… Бои шли тяжёлые. Однажды его рота попала в окружение, но он смог вывести её. Спас бойцов. За это папу наградили орденом Красной Звезды. Потом он был серьёзно ранен, контужен. Хотели даже демобилизовать, но он, как только вышел из госпиталя, настоял, чтобы его вновь отправили на фронт. Войну продолжил в ПВО Закавказского военного округа. И там встретил маму. Шёл 1943 год. Мама — Александра Михайловна Воронина — была командиром взвода в войсках ПВО, старшим сержантом. Ушла на фронт из мединститута добровольно. Отношения у мамы с папой были очень трогательными. Они дарили друг другу свои фотографии, а на обратной стороне писали красивые стихи. Поженились уже после войны, в 1945-м.
Ловил «Голос Америки»
— Мы долго жили в Баку. Папа служил заместителем командира авиационного батальона и был начальником гарнизонного Дома офицеров. Часто ездил с лекциями о международной политической обстановке. Его везде приглашали. У нас дома было море книг, особенно военных, выписывали кучу газет, журналов. А ещё папа был заядлым радиолюбителем. В те времена приёмник был редкостью. Папа искал детали, паял проводки, какие-то платы. Сам собрал приёмник и ловил «Голос Америки». Не знаю, что он там мог слышать: всё невероятно трещало и жужжало. Но он был счастлив. И, наверное, использовал всё, что узнал, в своих лекциях.
Мама после войны осуществила свою мечту — закончила мединститут и стала военным врачом-токсикологом. Она была очень целеустремлённой, всегда добивалась, чего хотела. Занимала руководящие должности: заведовала лабораторией, была главным токсикологом Баку.
Готовили осетрину
— 23 Февраля и особенно 9 Мая для нас были любимыми праздниками. Утром мы с братом поздравляли маму и папу, обязательно дарили им подарки. Все вместе шли на парад, сидели на трибунах. Помню, как шла тяжёлая военная техника… А потом отмечали праздник дома.
Родители были очень гостеприимными, всех всегда накормят-напоят. Папа играл на гитаре, пел романсы. У него был очень красивый голос. Причём на гитаре он научился играть сам. Мама с бабушкой готовили праздничный стол. Несмотря на то что мы жили в Азербайджане, делали и борщи, и лапшу, и, конечно, шашлыки. Всегда дома была осетрина, её тогда по дворам носили, продавали, стоила она дешевле мяса. Сейчас даже не верится, но чёрную икру, можно сказать, ложками ели.
Переехали в Калугу
— Папу я запомнила очень добрым, он баловал нас. Мама, наоборот, более жёсткая, требовательная. Они всю жизнь любили друг друга, старались не разлучаться. В гости — вместе, к бабушке в Миргород — вместе, в отпуск — вместе. Так прожили 46 лет. В 1991 году папы не стало. Он похоронен в Баку на военном кладбище. И практически сразу после этого мы уехали из Азербайджана. Тогда развалился Советский Союз. В Баку вошли танки. А у меня два сына, стало страшно за детей… Мы всей семьёй переехали сначала в Волгоград к дяде, а затем — в Калугу…
Пока в нашей семье военную династию никто не продолжил. Я стала врачом, как мама, а брат — инженером.