Склонение к управлению
— Владимир Викторович, насколько удачной вы считаете идею замены государственных ЖЭКов частными управляющими компаниями?
— ЖЭКи изжили себя. Рынок управления жилой недвижимостью из года в год становится все более профессиональным. Компании, которым не хватает соответствующих навыков, постепенно уступают место тем, кто предлагает качественно иной уровень клиентского сервиса.
Другое дело, что этот рынок переживает процесс становления. Тут многое зависит непосредственно от собственников жилья. Если вас не устраивает управляющая компания — поменяйте её. Вы же не будете покупать заплесневевший хлеб, если в соседнем магазине продаётся свежий. Точно так же и с управляющими компаниями: жителям нужно просто знать и реализовывать свои права.
Но в одиночку это делать сложно. В российском законодательстве широкими полномочиями наделен Совет дома. Он может не только сменить обслуживающую организацию, но и пересмотреть тарифы на оплату отдельных видов услуг.
Про жалобы на ЖКХ
— Исполняющий полномочия городского головы Константин Баранов в годовом отчёте заметил, что 80% всех жалоб и обращений граждан, которые поступают в горуправу, связаны с работой ЖКХ. Как вы реагируете на данную ситуацию?
— С января прошлого года по рекомендации губернатора области Анатолия Артамонова у нас работает многоканальная линия по приёму жалоб и обращений калужан в сфере ЖКХ — так называемый колл-центр. С каждой такой жалобой сотрудники инспекции работают индивидуально. Как правило, управляющие компании все указанные жителями недостатки устраняют. Так, за 2014 год было зафиксировано 18500 обращений, из которых на конец года оставалось неисполненными 80. С начала года поступило ещё 3 тысячи звонков. Из этого количества на сегодняшний день на контроле остаются
42 жалобы.
Про лицензирование
— Согласно Федеральному закону, с 1 мая управляющие компании будут иметь право работать только на основании лицензии. В чём необходимость такой меры?
— В настоящее время в Калуге работают 56 управляющих компаний. Далеко не все имеют необходимую материально-техническую базу, профессиональную квалификацию и технический персонал. Основной задачей лицензирования как раз и является отсев таких организаций.
Цель одна: дать толчок здоровой конкуренции в сфере ЖКХ, чтобы обеспечить предоставление более качественных услуг при одновременной оптимизации их стоимости. По моим прогнозам, после 1 мая количество управляющих компаний в Калужской области сократится на 15–20%. Какие-то организации уже сейчас понимают, что не соответствуют выдвигаемым требованиям, поэтому даже не пытаются получить лицензию. А каким-то будет отказано по объективным причинам — для этого создана специальная комиссия из представителей власти и общественности.
— Вы сказали, что лицензирование приведёт к сокращению числа управляющих компаний. Хорошо это или плохо?
— По оценкам специалистов, рентабельно обслуживать жилищный фонд площадью не менее 200 тыс. кв. м,
или примерно 40 стоквартирных домов. В этом случае компания может иметь мастерские, технику и оборудование, держать в штате инженера, сантехников, электриков, плотников, дворников и при этом работать с прибылью. Сейчас же множество мелких компаний не соответствует необходимым критериям. Поэтому укрупнение управляющих компаний пойдёт на пользу калужанам.
— А не будет такого, что какие-то дома вовсе останутся без управляющей компании?
— Без обслуживающей организации никто не останется. Будет переходный период, за который жильцы таких домов должны созвать общее собрание и выбрать себе управляющую компанию. Все эти вопросы предусмотрены в законодательстве.
Если такое собрание проведено не будет или на нём не примут решение, орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс и по его итогам назначить управляющую организацию.
Про ОДН
— Сейчас многих беспокоит явно чрезмерная оплата электроэнергии на общедомовые нужды. Типичная ситуация: житель пятиэтажной «хрущёвки», где из электроприборов — по лампочке на лестничной площадке, ежемесячно платит по 500 рублей на ОДН. Что делать в такой ситуации?
— Чаще всего это происходит из-за того, что у кого-то из жильцов неисправен внутриквартирный счётчик, который показывает заниженные значения. Соответственно, это выливается в то, что другие жильцы автоматически гасят разницу, фактически оплачивая расходы своего соседа.
Прямая обязанность управляющей компании — навести порядок с находящимися в доме приборами учёта электроэнергии. При этом ответственность за неисправный счётчик несёт собственник жилья. В этом, разумеется, должны быть заинтересованы все жители дома.
— Владимир Викторович, 15 марта — День работников жилищно-коммунального хозяйства. Разрешите поздравить Вас с профессиональным праздником и пожелать успехов на этом очень непростом поприще.
— Спасибо. В сфере ЖКХ, действительно, накоплено много проблем. Для всех уже стал очевидным кризис в этой жизненно важной сфере, и впереди у нас много работы.
Управляющим компаниям хотят поручить сбор денег на капремонт
Союз представительных органов муниципальных образований РФ собирается обратиться в Госдуму с предложением о пересмотре функций региональных Фондов капитального ремонта.
Об этом рассказал глава местного самоуправления Калуги Александр ИВАНОВ, принявший участие в заседании Координационного совета союза в Нарьян-Маре.
— У представителей муниципальных властей вызывает серьёзную обеспокоенность отдалённость сроков капитального ремонта,— подчеркнул Иванов.— Например, в Калуге первые работы по капремонту домов за счёт собранных Фондом средств ожидаются только в 2019 году. Также, по моему мнению, для эффективной реализации программы капремонта необходимо федеральное софинансирование.
Члены Союза представительных органов предлагают установить возможность передачи управляющим организациям и ТСЖ полномочий по начислению сборов и платежей, по работе с населением и должниками, а также полномочий технического заказчика при проведении работ по капремонту.