Пять метров вокруг тебя
В среду стал свидетелем вопиющего безобразия: в самом центре, на ул. Королёва, 28, люди живут в настоящем коммунальном аду. В бывшей церкви Одигитрии можно экранизировать романы Достоевского и Короленко без декораций. А когда узнаёшь, что тут живут 11 семей, в том числе и с детьми,— впадаешь в ступор.
Ситуация настолько вопиющая, что для привлечения к ней внимания приехали даже общественники из Москвы. Они намерены добиться от властей конкретных действий по наведению порядка.
В доме приватизированы 2 комнаты, остальные находятся в муниципальной собственности. Как распоряжаются городские власти своей собственностью, можно судить хотя бы по тому факту, что капитальный ремонт в этом доме за 80 лет не делался ни разу.
Жильцы мечтают о переселении в новые квартиры по федеральной программе, но для этого дом должен быть признан аварийным. Пока у них это не получается. Теперь, может, и признают, но сугубо моё мнение: здание церкви не аварийное, просто запущенное до крайности.
Но кто же его довёл до такого состояния? Жильцы, теперь уже вместе с общественниками, пеняют на коммунальщиков: мол, те ничего не делают. Возможно, это, действительно, так. Но сами-то жильцы?
Их собственных усилий было бы вполне достаточно, чтобы привести дом в относительный порядок. Кто мешает жильцам дома-церкви, к примеру, вставить стёкла в окна, заштукатурить и покрасить стены в коридоре, отремонтировать почтовые ящики?
Неужели это требует колоссальных материальных затрат, высокой квалификации и запредельных физических усилий? Люди находятся в таком сложном материальном положении, что 11 семей не могут собрать денег на банку краски и мешок штукатурки?
А как вам берёза, которая растёт прямо из стены? Вымахала уже метров на пять, разрывая своими корнями кладку. Сколько денег нужно, чтобы её срубить? Отчего, по какой причине люди настолько равнодушны к своему собственному жилью?
Да что там к жилью, даже к жизни и здоровью собственных детей. На лестничной площадке под перилами отсутствует ограждение, одно неосторожное движение — и ребёнок может упасть на бетон с четырёхметровой высоты. Сколько стоит найти кусок проволоки и сделать хотя бы такое ограждение?
Что характерно: жильцы охотно показывали журналистам и общественникам своё жильё. Им не стыдно жить в таких условиях, они не чувствуют за собой никакой вины. Они свято убеждены, что за них всё должно делать государство, включая мытьё унитаза и поклейку обоев в собственной квартире.
- У бабушки в комнате даже не закрывается окно,— возмущается щегольски одетый столичный гость.
Но, на мой взгляд, логичней было бы спросить, где дети и внуки этой бабушки, почему ей, в конце концов, не помогут соседи?
Совокупность людей, где прожившей долгую жизнь женщине не может помочь в элементарном вообще никто,— это не общество, это стадо. Ведь страна — это не леса, поля и реки, это прежде всего — люди.
Каждый из нас может и должен преображать жизнь к лучшему. И для этого не нужно беспокоиться за всю страну — достаточно почувствовать ответственность за территорию в радиусе пяти метров вокруг себя. Тут ты командир, действуй!