На месте – ни минуты
— По данным последних профилактических осмотров детей в Калужской области, у каждого 4–5-го ребёнка выявляются те или иные виды нарушения здоровья,— говорит специалист Калужского областного центра медицинской профилактики Наталья НЕФЁДЕНКОВА.— Общероссийские же исследования показывают: сегодня почти 90% детей имеют отклонения либо в психическом, либо в физическом развитии. А за время обучения в школе почти в 4 раза увеличивается количество психопатологических состояний.
«Это катастрофа»
— Такой баламут есть в каждом классе: ёрзает, болтает, всем мешает. В детском саду он не может заснуть в тихий час. Никто не хочет с ним дружить, его даже записывают в драчуны. В школе на уроке он каждые две минуты что-то роняет, поднимает, чешется и ёрзает, не может сосредоточиться, вечно путает буквы и цифры. «Это катастрофа»,— вздыхают учителя. «Это болезнь»,— поправляют доктора.
Сначала такому ребёнку сложно понимать успокаивающие сигналы мамы. Он неумело общается, может много плакать и с трудом успокаивается только при физическом контакте. Потом, когда ребёнок достигает этапа «выхода в свет» (3–6 лет), начинает ходить в детский сад, проявляются его эмоциональные и функциональные недостатки: речевые проблемы и трудности в достижении учебных успехов. Поскольку малыш не понимает внешнего мира и не ладит с ним, ему кажется, что окружение провоцирует его, требует, угрожает и не поддается его контролю. Ему сложно оценить свои поступки. Он может страдать от отчуждения, одиночества и нравоучений со стороны взрослых. Отчаяние часто выливается в агрессивное поведение.
В чём причина?
— Учителя разводят руками: «Если в прошлые годы таких детей, ни секунды не сидящих на месте, было один-два, то сейчас — десятки».
Причина — дефицит внимания: неспособность сосредоточить усилия на каком-то одном, как правило, монотонном и неинтересном занятии. Мозг таких людей нуждается в постоянных сильных раздражителях. Комплекс симптомов, вызванных подобной дисфункцией, называется у врачей «СДВГ» — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Его точная причина неясна. Известно только, что в основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определённых химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга.
Специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов:
- Генетика и гендерные различия. СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству. Среди мальчиков он встречается в 2–3 раза чаще, чем среди девочек.
- Стресс, употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность.
- Травмы головного мозга в раннем детстве, тяжёлые инфекционные и хронические заболевания.
- Экология.
Врачи сходятся в одном: симптомы схожие, но причины, вызвавшие их, могут быть самыми разными, поэтому подход требуется не к болезни, а к пациенту.
Калужский опыт
— Понятно, что при работе со сложными детьми необходим комплекс мер и участие разных специалистов: неврологов, педагогов и, конечно, психологов. В МБОУ «Психолого-медико-педагогический центр диагностики и консультирования» г. Калуги родители приводят своих детей обычно уже после осознания их некоторого неблагополучия, часто после консультации с неврологом или психиатром.
— Группа детей с особыми образовательными потребностями чрезвычайно неоднородна,— говорит заведующая отделом коррекции и развития детей Людмила ЩЕРБАКОВА.— Это определяется прежде всего тем, что в неё входят дети с разными патологиями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с тяжёлыми хроническими заболеваниями, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, поведения (в том числе — с СДВГ). Как правило, это дети, которые именно из-за своих особенностей не усваивают школьную программу и «выпадают» из социального общения. Поэтому важно не откладывать в долгий ящик решение проблемы (полагая, что само пройдет), а как можно раньше обратиться за помощью к специалистам. ◘