Призрак Детройта
«ПСМА Рус»: будем экономить
Завод «ПСМА Рус» был построен в 2010 году французской компанией «ПСА Пежо Ситроен» совместно с японской «Мицубиси Моторз». Инвестиции в строительство предприятия составили 550 млн. евро. В июле 2012-го на заводе было запущено производство полного цикла.
В среднем предприятие выпускало до 50 тысяч автомобилей в год, обеспечивая рабочими местами около 1700 калужан и жителей области. В 2015 году планировалось вывести его на полную проектную мощность в 125 тысяч автомобилей в год. Однако уже сейчас очевидно, что этим планам не дано осуществиться, по крайней мере, в этом году.
С середины прошлого года начались перебои в работе. Производство кроссоверов Mitsubishi Outlander было сокращено на 20%, а конвейер «Ситроена» и вовсе остановлен.
В октябре на международном форуме с оптимистичным названием «Автоэволюция-2014» руководитель завода «ПСМА Рус» Жан-Кристоф МАРШАЛЬ озвучил свой рецепт выживания в условиях кризиса автомобильной промышленности.
По его словам, нужно повышать степень локализации производства путём замены европейских компонентов на запчасти, которые производятся в России и других странах Таможенного союза. К концу 2015 года количество таких запчастей на заводе планируют довести до 10%. Часть их уже начали выпускать непосредственно на калужском заводе.
«Вольво»: наследникам викингов тяжелее всего
В технопарке «Калуга-Юг» расположились три завода шведского концерна Volvo: по сборке грузовых автомобилей, по выпуску экскаваторов, по сварке и окраске кабин для грузовиков.
По словам директора завода Volvo CE Альберта ТОМЕ, Калуга — единственный город в мире, где производится вся линейка экскаваторов «Вольво» эксплуатационной массой от 22 до 48 тонн.
Можно сказать, что с точки зрения менеджмента шведы подготовились к кризису лучше всех: уровень локализации продукции компании на данный момент составляет 15%, а до 2020 года её предполагалось довести до немыслимых 45%.
На ближайшее время на заводе планировался запуск производства осей для грузовиков и коробок передач. Но сейчас реализация этих планов, разработанных в период экономической и политической стабильности, под большим вопросом.
Конъюнктура на рынке грузового транспорта резко ухудшилась. Тяжелая грузовая техника — инвестиционно зависимый рынок. Чтобы она продавалась, должны быть крупные инвестиционные проекты, большие стройки, уверенность компаний-клиентов в завтрашнем дне.
Если кризисные явления будут углубляться, первыми «на выход» окажутся как раз шведы в силу, как я сказал, чисто объективных макроэкономических факторов.
«Фольксваген Груп Рус»: три раза самый
Завод «Фольксваген Груп Рус» стал самым первым иностранным автомобильным заводом в Калуге. Подписание почти девять лет назад концерном «Фольксваген» инвестиционного соглашения с Правительством РФ было настоящим прорывом. Можно сказать, что немцы прорубили окно в Калугу, в которое два года спустя вошли сначала шведы, а ещё через год — японцы с французами.
Завод в Грабцево стал и самым крупным инвестиционным проектом в Калужской области: на данный момент суммарный объем инвестиций в предприятие уже превысил 1 млрд. евро.
Ну и кроме того, это самый крупный иностранный работодатель в регионе: на заводе трудится около 5 тысяч жителей города и области.
Однако уже в сентябре проявились первые признаки кризиса: количество появляющихся в сети вакансий компании снизилось, а с осени начались корректирующие остановки конвейера.
В то же время завод «Фольксваген» объективно оказался в лучшей ситуации, чем другие иностранные автопроизводители. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2014 году продажи автомобилей Peugeot в России упали на 38%, Citroen — на 31%. При этом продажи Skoda снизились всего на 3%, а Volkswagen — на 13%. В целом по миру продажи немецкого концерна выросли на 4,2%.
Помогла в преодолении кризиса и изначальная ставка концерна на максимальный аутсорсинг вспомогательных функций. В условиях ухудшения рыночной конъюнктуры так гораздо проще снизить расходы: не прибегая к сокращениям собственного персонала, а просто не продлевая договоры с подрядчиками.
Выход есть… и даже не один
Калуга как место для производства иностранных автомобилей была выбрана в силу объективных экономических факторов: наличия крупных промышленных предприятий, откуда можно было переманить рабочую силу, и близости столицы как главного логистического хаба страны.
При этом все калужские автомобильные заводы имеют аналогичную бизнес-схему: сборка из иностранных комплектующих продукции для местного рынка с достаточно низкой степенью локализации.
Спад продаж на российском рынке новых автомобилей, а также снижение валютного курса рубля стали оказывать серьёзное влияние на планы иностранных автокомпаний. В случае заметного сокращения производства Калуга пострадает от этого в значительной степени, учитывая то место, которое автомобильный кластер занимает в экономике области.
Разумеется, не стоит ожидать повального закрытия всех иностранных предприятий прямо завтра. Чем большей степени локализации удалось достичь предприятиям, тем легче им будет пережить кризис. В этом смысле иностранцы возлагают большие надежды на страны Таможенного союза.
Но не следует забывать и о том, что в самой Калуге расположены крупные металлообрабатывающие предприятия, которым данная ситуация даёт отличный шанс интегрироваться в западную экономику, а нашему городу — не повторить судьбу Детройта.
Детройт в начале XX века был процветающим автопромышленным центром. Но, когда в автомобильной отрасли США разразился кризис, город пришёл в упадок.