Редкие вещи
С семи лет ткали приданое
В субботу в выставочном зале Дома художника калужанам показали «Сокровища домашних коллекций». Так называлась выставка, которую организовал клуб «Калужский коллекционер». Здесь можно было увидеть настоящие раритеты.
— Два года назад на базе туристического посёлка мы создали Музей вятичей,— рассказывает коллекционер из Юхнова Сергей МОИСЕЕВ,— потому что первые славяне, которые здесь жили с середины IХ века,— племенной союз вятичей. Здесь представлена славянская история и русский быт ХVIII — начала ХХ века: костюмы Калужской, Брянской, Рязанской и Воронежской губерний, коллекция чёрной лощёной керамики, тканое полотно, украшения. Даём объявления, что–то приносят коллекционеры. К сожалению, многие не дорожат историей. Бывает, приезжаем в деревню, просим отдать в музей старые вещи, а люди не то что не отдают, рвут на тряпки и полы ими моют. Самые старинные экспонаты — серебряные пуговицы. Их носили бояре, купцы. Но самое интересное, что использовались они не как застёжки, а просто как украшения. Чёрная лощёная керамическая посуда — большая редкость в наше время. Её готовили особым способом — сначала керамику выглаживали, потом лощили (в печь для обжига добавляли смолу). Печь полностью закрывалась, и посуда там выдерживалась около суток, пропитывалась смолой. Вот, посмотрите, на эту посуду нанесены славянские символы засеянного поля и символы солнца. А вот — печные заслонки Мальцовских заводов с клеймом Людиновского и Песоченского (теперь это г. Киров) заводов. Всё было красивое и сделано в одном экземпляре.
Полотно наши предки ткали на станках. Самые интересные в нашей коллекции — панёвный материал и ткань из конопли. С 7 лет девочка ткала себе приданое, и никто не имел права взять его: это была её личная собственность. И всё, что она принесла в новую семью выйдя замуж, было ее собственностью. Традиции и устои соблюдались строго. Например, не дай Бог женщина снимет платок с головы — это был позор на несколько деревень.
Так закрывали кубышки с деньгами
Александр Петров — полковник КГБ в отставке, служил в Калужском управлении, сейчас — вице-президент одной из коммерческих компаний. В его коллекции — более 200 замков и ключей. Некоторым по 500 лет.
— Замки начинал собирать ещё мой отец, а последние 30–40 лет я собираю,— Александр ПЕТРОВ показывает нам свою коллекцию.— Вы посмотрите на многие замки — это же произведения искусства! И все они сделаны здесь, в Калуге. Какими умельцами были наши предки! Вот, например, один из крупных замков, у него необычная форма — цилиндр. В те времена он считался очень надёжным. Такой замок купец вешал на лавку или амбар, где хранились дорогие товары. Распилить его напильником за ночь никакому вору было не под силу. А вот эти маленькие павловские замочки лет 150–200 назад были очень модны — ими закрывали шкатулки и кубышки с деньгами. Павловскими их называли потому, что делали в г. Павлове Рязанской области. Здесь же изготавливали замки с шифром. Как правило, на замке было указано имя или фамилия мастера или же владельца. Замки часто делали по заказу купца, он выбирал железо, форму. Зимой их смазывали гусиным жиром, чтобы не замерзали.
Некоторые экземпляры в моей коллекции рабочие, некоторые нет, всё-таки время… Очень интересны ключи. Вот этим, удлинённым ключам с завитком — 500–600 лет, крупным (20–40 см) — по 300–400 лет: такими закрывали Гостиные ряды, церкви, или же князья запирали ворота в своих имениях.
И все это я находил в Калуге, помогали и коллеги-коллекционеры, и друзья, что-то покупал на рынке. Дома коллекция хранится в специально отведённом для неё месте, гостям я обычно показываю только каталог с фото. А чтобы посмотреть, подержать замки и ключи в руках, устраиваются вот такие выставки.