«Три медведя наступили мне на ухо»
— Почти все мои родственники были людьми, музыкально одаренными,— рассказывает Вячеслав Каморский.— А дядя умел играть почти на любом инструменте, даже на фисгармонии. В 1946-м вернулся с фронта домой с трофеем — отличной немецкой трубой. Ну и решил меня, 9-летнего сорванца, приобщить к музыке. Дядька был хитрый. Не стал просто дарить мне инструмент, а выменял у моей матери патефон на трубу. «Я,— говорит,— Славку буду учить играть и заодно воспитывать на лучших образцах джазовой и духовой музыки — пластинки будем слушать». Прошел месяц, наверное. Приходит он к мамке с патефоном. Грустный. «Расторгаем, сестра, наш договор,— говорит.— Шарманку твою возвращаю, а трубу забираю. Сам буду играть. Славку надо чем-нибудь другим занять. С музыкой у него — полный швах. Ему не один, а сразу три медведя на ухо наступили».
Так у Каморского пути с музыкой разошлись. А вот с фотографией общий язык Вячеслав Георгиевич нашел сам. Первый фотоаппарат купил еще пацаном, на собственные заработанные деньги. Рано обнаружил в себе коммерческую жилку, на шее у родителей не сидел. В знойной Алма-Ате, где родился и прожил большую часть жизни, еще школьником начал зарабатывать — продавал путникам воду на вокзале. Кем только не работал: радистом, взрывником, шофером, инструктором по вождению, геологом. Как истинный россиянин посидел даже годик в тюрьме. И в 33 года стал профессиональным фотожурналистом. Его снимки сразу вызвали интерес, и уже вскоре Каморского пригласили работать фотокором в ТАСС.
В Калугу перебрался в начале XXI века, когда уже исполнилось 60.
А еще Каморский — потрясающий рассказчик. И то, что к 79-летию вышла у него книга под названием «Репортерские байки», где удивительные фотографии чередуются с увлекательными рассказами, — вполне закономерно. Ему есть о чем рассказать. За плечами — встречи с интересными и известными людьми, жены и женщины, потери самых близких, два инфаркта. И при всем этом — нестареющая душа, цепкая память, умение не смотреть, а видеть, фиксируя малейшие детали.
Сегодня Каморский целыми днями просиживает за компьютером.
— Мне мой приятель — замечательный фотохудожник Александр Пашин — помог оцифровать почти все фотопленки. Занимаюсь архивом. Дизайн и верстку книги «Репортерские байки» делал Дима Огарков. Мы с ним сразу нашли общий язык и полное взаимопонимание. У него очень хороший художественный вкус. Работали исключительно по Интернету. Всего два раза пришлось встретиться, чтобы обговорить кое-какие нюансы. А еще «Фейсбук» меня поглотил. Коллеги разлетелись по всему миру, но мы всегда на связи. Переписываемся, общаемся с друзьями и подругами из США и Германии. Кто-то остался в Казахстане.
«Я искренне и остро завидую тому, с каким детским любопытством продолжает воспринимать жизнь Вячеслав Каморский»,— так отзывается о своем бывшем коллеге Вадим Борейко, главный редактор сайта Forbes Kazakhstan, лауреат премии Союза писателей РФ «Золотое перо Руси».
Действительно, так и есть! И здесь, в Калуге, в друзьях у Каморского все больше людей молодых и талантливых.