«Школу превратили в торговые ряды»
В калужских школах завершилась первая учебная четверть. Самой волнительной и ответственной она стала для первоклассников и их родителей, ведь все для них впервые: и первый учитель, и первый звонок, и первые разочарования. Для Анны — мамы 7-летней Кати, ставшей первоклассницей одной из школ областного центра, — первая четверть принесла больше разочарований, чем радости. По понятным причинам мы изменили имя мамы и ее дочери, а также не указываем номер школы, в которой учится девочка. Да и ситуация, описанная в этой истории, к сожалению, становится все более типичной для образовательных учреждений Калуги.
Как в кино
— О том, как моя дочка пойдет в первый класс, я мечтала едва ли не с ее рождения, — рассказывает Анна. — В голове была картинка из фильма «Доживем до понедельника»: добрые принципиальные учителя, светлый, радостный путь к знаниям. Подруги, имеющие детей-школьников, смеялись: «Погоди. Пойдете в школу, начнутся денежные поборы и нервотрепка с домашней работой по нескольку часов в день». Я смотрела на них сочувственно. Не верила, что все так страшно. А к денежным сборам мы относились всегда терпимо. Сдать в детском саду 1–2 тысячи рублей раз в год казалось не страшным, а необходимым, чтобы у детей были игрушки, канцтовары, туалетные принадлежности.
Собрания! Собрания!..
— Образ идеальной школы дал трещину за месяц до начала учебы. Первое собрание. Наш первый учитель просто называет сумму, подчеркивая: «они» посчитали и решили, что в среднем по школе именно эта цифра будет разумна на первое время. На учебные тетради и другие траты. Мне было непонятно, кто это «они», где и по какой цене это будет закупаться, кто выбрал подрядчика, почему мне даже не предложили купить необходимое самой. Просто выбрали родительский комитет, чтобы собрать деньги, и понеслось! Я сомневалась, но сдала. Как и все. Это же наш первый учитель! Ставить под сомнение что-то на первом собрании? Согласитесь, щекотливая ситуация. Потом было другое собрание, на котором педагог рассказал, что нужно купить мебель в класс, сдать 800 рублей на охрану за год, закупить туалетную бумагу, мыло и т. д. Вырисовывалась уже новая сумма. И знаете, что самое удивительное? В классе почти не было сомневающихся. Все с энтузиазмом сдавали! Собрания и новые суммы возникали в течение первой четверти не раз. Выделяться из этого радостного единодушия сдающих тогда не хотелось.
У меня и сейчас есть сомнения: как отразится мой «неэнтузиазм» на моем ребенке и отношении к нему педагога?
Средняя «температура» по школе
— По опросу, проведенному среди «бывалых» подруг, я поняла: это постоянная и повсеместная практика. По словам знакомых мам, сдававших деньги, в этом году сумма сборов на первых собраниях в школах Калуги варьировалась от 1,5 до 8 тысяч рублей. При этом министр образования Калужской области в эфире одной из региональных телекомпаний заявляет, что сборов нет. Да, официально их нет. Родителей просто ставят перед фактом, что в классе не хватает того-то и того-то. И кто же откажется все это купить, чтобы ребенку было комфортно учиться? Сразу после сбора предлагают подписать бумаги, что все абсолютно добровольно. Как итог — оснащение классов кулерами, мебелью, пластиковыми окнами ложится на плечи родителей. Они становятся перед выбором: конфликтовать и быть в оппозиции или соглашаться и платить, создавая первоклашке хорошие условия для учебы.
На последнем собрании я вступила в оппозицию. Пока в классе я одна такая — задавшая вопрос на очередное предложение сдать энную сумму: «А на что конкретно?». Адекватного ответа, кстати, так и не получила.
«Тре-ни-ров-ка!»
— Теперь про домашнюю работу, запрещенную в первых классах. Да, ее реально нет! Теперь это называется «тренировка». Педагоги предупреждают: «Не вздумайте называть это домашней работой! И детям так не говорите! А то придут проверяющие, и у школы начнутся неприятности! Тре-ни-ров-ка! Никак иначе!» Признаюсь: мам, жаловавшихся на то, что они делают вместо детей в обеденный перерыв домашнюю работу, а также детей, делавших уроки по полдня, я тайно подозревала в скудоумии! А мой ребенок умный, думала я, к тому же у меня педагогическое образование! Да мы за 5 минут! Но нет! По ряду предметов мы «тренируемся» по часу и более. Это данность. Такое количество строчек, пиктограмм, фонетических схем, которые задают конкретно в нашем классе, мало кто из первоклашек сделает быстрее. И я понимаю, что это нужно. Может, не в таком количестве, но необходимо. Потому что нереально переполненный класс почти из 30 детей учить так, чтобы попадало с первого раза. Помощь родителей, совместное обучение важно и интересно! Но я искренне не понимаю: зачем нужна эта ложь о домашней работе, которая практикуется в каждом первом классе калужской школы, но которой якобы нет? Зачем в рамках системы образования так играть словами и заставлять играть ими учителей и родителей?
Торговые ряды вместо школы
— А потом случился еще один удар молотом по голове: однажды в наш первый класс вместо перемены запустили сотрудницу одного московского коммерческого шоу. Добрая тетя раздала первоклашкам листовки, приговаривая: «Обязательно уговорите родителей! Завтра мы будем продавать билеты». Дочке шутка понравилась. Она упрашивала меня всю дорогу домой. А утром в холле стояла стойка с плакатами и шла бойкая торговля билетами. Вот тогда я поняла, что школы из «Доживем до понедельника» больше нет! И то, что я вижу, мне совсем не нравится. Точнее, я не хочу видеть школу такой: продающей билеты в далекие от знаний шоу и боулинги, занимающейся обработкой детских мозгов в маркетинговых целях. Не сочтите это за особый вид занудства. Если бы в школах продавали билеты в театр кукол, в драматический театр, на концерты классической музыки, я была бы только «за». Но, когда к холле стоит касса столичного шоу, я думаю о том, на каких (в том числе коммерческих) основаниях администрация согласилась превратить школу в торговые ряды. Сколько и кому нужно заплатить, чтобы заняться такой торговлей?
Смещение ценностей
— Спустя два месяца после начала учебы мои представления о школе резко изменились, — подытоживает Анна. — Хотя некоторую долю мечты из «Доживем до понедельника» мы получили. Но не там, где надеялись, а в музыкальной школе, где занимается дочь. Там все честнее. Учителя не поставлены в положение сборщиков денег. Там нет «тренировок», а есть честная домашняя работа. Да, и там продают билеты. Но не в боулинг, а на хорошие концерты классической музыки.
Чувство сожаления, что мы не встретили того же в нашем первом классе, по-прежнему остается. Равно как остаются и сомнения: может, мое негативное восприятие современной школы — это ненормально? Ведь большинство родителей спокойно чувствуют себя в этих рамках. Может, такое положение дел как раз правильно и обычно для нашего времени?
Если вам есть что сказать по этому поводу, пишите нам или звоните. Наш телефон: (4842) 79–04–54. E-mail: ok@kp.kaluga.ru