На Святой неделе калужские крестьяне, давшие оброк, собирались в селе Мокрое

И все с удовольствием потом вспоминали это время.
Татьяна Светлова
25.04, 20:00
0 1758

Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.

Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.

Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.

Сотрудники этнографического бюро князя Тенишева в конце ХIХ- начале ХХ в. собрали в Калужской губернии сведения, что происходило на Святую неделю в деревнях.

В Жиздринском уезде этнографы записали: «Особенным почетом в нашей местности пользуется Цареградская икона Божией Матери, которая находится в Мокровском храме. 

Предание говорит, что эта икона явилась в  болоте на иве. Священники с почетом перенесли ее в церковь, которая в то время была по другую сторону речки Мокряны.

Но на другой день, к удивлению всех икона опять была на той же иве, где ее нашли. Все решили, что Богородица желает, чтобы ее икона стояла именно здесь, где явилась.

И на месте ивы построили небольшую часовню. А вскоре на месте часовни помещица выстроила небольшую деревянную церковь»…

На поклонение Цареградской иконе ходят верст за 50 и больше, а на Святой неделе в Мокрое собирается человек 300 оброчников, в тот год, говорят, их было 400.

Оброчниками называют тех, которые почему-нибудь дали обещание ходить за иконой всю Святую неделю, то есть пока священник обойдет с образами весь приход.

Оброчниками бывают люди любого пола и любого возраста.   Обещание дается больше по усердию, хотя бывают случаи, что обрекаются ходить за иконой в следствие какой-нибудь болезни.

Например, в этом году одна молодая девушка из деревни Новой ходила за иконой, потому что избавилась от глухоты.

Ещё одна женщина Петровского прихода была в оброчниках, потому что у нее очень болели ноги».

Угощают пирогом

«В Мокрое оброчники собираются в Великую субботу. И, отдохнув после службы, в Великое Воскресенье берут образа и с пением «Христос Воскресе!» отправляются вместе с причтом по приходу.

В каждом доме, начиная со священника, оброчникам дается пирог, десяток яиц, кусок сала и горшок каши.

Кроме того, зажиточные крестьяне сажают за стол по несколько человек. П

ри этом оброчники строго следят, чтобы один человек не пообедал два раза. Всего этого бывает достаточно, чтобы прокормить богомольцев».

Ждут крестный ход

«Ходить за Цареградской вошло в такое обыкновение, что в деревне Новой Петровского прихода почти всякая девушка и женщина считает будто обязанностью хоть раз пойти в оброчницы.

И все они с одинаковым удовольствием вспоминают это время:

- Как запоют все разом: «Христос Воскресе» или «Пасха Господня, Пасха», - так сердце возрадуется, - рассказывали бабы. -  Да и молодцы в Мокровщине: сколько нас туда собирается, всех накормят, всех приветят. 

А если ночевать приходится, все нарасхват к себе зазывают. И не теснимся, всем места хватает, поэтому по всем дворам разойдемся.

И иконы хорошо встречают и провожают, народ усердный, богомольный, не то, что у нас в Петровщине. У нас иконы некому в другую деревню отвести, а там не так.

И, действительно, говорят, ни в одном из окрестных приходов не встречают и не провожают иконы с такой торжественность, как в Мокром.

В день, назначенный для служения молебном, все деревенцы одеваются в лучшие наряды.

И в ожидании иконы старшие сидят, собравшись у кого-нибудь на приклёте, а молодежь толпами расхаживает по улицам и поёт: Христос Воскресе!»

Время от времени выходят из деревни и, взобравшись на бугорок, смотрят в ту сторону, откуда должен показаться крестный ход.

И вот, показались развевающиеся хоругви.

- Идут,  - торжественно проносится в толпе. И все от мало до велика движутся на встречу крестному ходу. В деревне остаются только хозяева тех домов, с которых начинаются молебны.

Остаются они для того, чтобы широко распахнуть ворота и с почетом, хлебом-солью встретить иконы… 

Сначала толпа идет молча, но вот с противоположной стороны ясно и отчетливо послышалось: «Христос воскресе и мёртвых, смертию смерть поправ»…

Выждав момент, когда пение смолкает, вышедшая навстречу толпа в свою очередь начинает петь: «Христов Воскресе!»

И это пение, попеременно повторяемое то тем, то другим хором, выходит особенно торжественно. Встретившись, деревенцы принимают иконы от своих соседей и уже при несмолкаемом пении возвращаются в свою деревню».

Нет пьяных

«Образа толпа сопровождает по всем домам.

Поместиться в тесной крестьянской избе могут немногие, и вовремя молебна входят только близкие родные хозяина. Все же остальные, как деревенцы, так и оброчники, остаются на улице…

После молебнов с иконами и хоругвями, с тем же пением «Христос Воскресе!», обходят кругом всей деревни, и потом тем же порядком провожают образа, пока не встретятся с вышедшими навстречу из другой деревни.          

Надо заметить, в это время редко можно встретить пьяного. В тот день, который начинается с молебнов, напиться пьяным считается предосудительным».

Лента настроения
6 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
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