Первая железная дорога в Калуге была частной и приносила убытки
Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.
Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.
Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.
150 лет назад, 15 декабря (по старому стилю) 1874 года, в Калуге торжественно открыли первую железную дорогу.
Это была Ряжско-Вяземская линия, которая шла 165 вёрст по территории нашей губернии: от Алексина через Ферзиково и Калугу – на Износки.
Большое событие
В 1866 году вопрос о строительстве железной дороги поднял Дмитрий Дмитриевич Гончаров (племянник Натальи Гончаровой, владелец Полотняного завода), он был гласным Медынского земства и понимал, что городу надо развиваться.
Калужане добивались строительства железной дороги восемь лет. Губернатор обращался к императору. И 1870 году Александр II дал добро.
Когда железную дорогу открыли, для Калуги это было большим событием.
Собралось множество народу, приехал калужский губернатор Шевич, городской голова, предводитель дворянства.
Был совершен молебен с водоосвящением.
И калужане первое время ходили встречать поезда.
Движение по железной дороге было редким, и каждое прибытие поезда становилось праздником.
Вокзал находился за путями (в советское время он был переоборудован в заводской цех). Иногда здесь собирался чуть ли не весь город. Состав подходил к перрону под аплодисменты, приезжающим дарили цветы.
Железная дорога была частной. К 1883 году Калуга уже принимала около 70 000 пассажиров и перевозила более 2 700 000 пудов грузов.
Станция находилась за городом, потому что в том время Калуга заканчивалась в районе Концертного зала и далее шли небольшие деревянные дома.
Когда появилась железная дорога, построили не только вокзал, но и главные мастерские, двухклассное училище для детей железнодорожников, железнодорожное училище.
Позже организовали в городе и отдельную Окскую железнодорожную ветку. Она шла от станции Калуга I к реке, так как в конце переулка Знаменского (ныне это улица Беляева) работал лесозавод.
В 1882 году она была закрыта из-за нерентабельности и разобрана. А в 1908 году её выстроили заново.
Дела нет никакого
Осенью 1875 года на Ряжско-Вяземскую железную дорогу устроился делопроизводителем писатель Глеб Успенский.
Проработал он здесь буквально пару месяцев, в письмах сетовал, что сидит без дела.
Успенский писал: «Только что кое-как устроился в Калуге… Что Григорьев? Пусть бы он приезжал ко мне в Калугу отдохнуть - он бы нашел тут людей без водки и, право, хороших...
Пишу на лоскутке — ибо сижу в должности, — дела нет никакого, и меня совершенно не неволят. Занимаюсь покуда чтением романов….
Думаю, сделать так: на Рождество быть за границей, — а с весны перевезти семью прямо в деревню.
Можно близ Калуги, верстах в десяти, и от железной дороги верстах в двух, нанять отличное имение с землей, скотом: лошади, коровы, — рублей за 150 в год.
В доме мебель, словом, все нужное. Сам буду жить в Калуге и приезжать домой. Не знаю, состоится ли это. Ах, если бы мне так тихо пожить и одуматься, хоть бы до весны.
… На дворе мороз, праздник Казанской, мужичьи дровни, сани, священник несет за заднюю ногу живого поросенка, точно удав поймал какого-нибудь зверька и тащит его жрать. Все это мне теперь в охотку».
Отдали в казённое управление
Первая железная дорога оказалась неудобной, она была слишком длинной и извилистой, поэтому не выдерживала конкуренции.
Глеб Успенский писал: «…поезд пустой, со скоростью 40 верст в час, обязательно ходит два раза в сутки и приносит обществу чистый убыток в несколько тысяч рублей…
Я не понимаю, зачем дорога завела себя на белом свете».
Грузов перевозилось мало, убытки росли. Через 15 лет после открытия Ряжско-Вяземская железная дорога перешла в казённое управление, а ещё через год была соединена с Ряжско-Моршанской и Моршанско-Сызранской.
И эту линию стали называть Сызрано-Вяземской. Её протяжённость была около 1250 верст.
Подъезжали по мосту
В 1899 году открывается движение по частной Московско-Киево-Воронежской железной дороге (Брянская линия). И калужане просят провести ветку к городу.
В 1901 году по новой линии начинают ходить поезда. Калужане теперь могли ездить в Москву. Ранее в Москву ездили через Тулу.
В связи с открытием новой железнодорожной ветки в начале XX века строится новое здание вокзала. Он был призван обслуживать обе железные дороги - и Московско-Киево-Воронежскую, и Сызрано-Вяземскую.
Как один из важнейших объектов Калуги вокзал имел свою небольшую электростанцию (городская электростанция вступила в строй лишь в 1912 году).
К городу поезда Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту, от которого сейчас остались только опоры между улицами Московская и Ленина. Мост был разобран в 60-е годы XX века.