Первая железная дорога в Калуге была частной и приносила убытки

150 лет назад, 15 декабря (по старому стилю) 1874 года, в Калуге торжественно открыли первую железную дорогу.
Татьяна Светлова
20:00 13.12
0 2596

Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.

Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.

Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.

150 лет назад, 15 декабря (по старому стилю) 1874 года, в Калуге торжественно открыли первую железную дорогу.

Это была Ряжско-Вяземская линия, которая шла 165 вёрст по территории нашей губернии: от Алексина через Ферзиково и Калугу – на Износки.

Большое событие

В 1866 году вопрос о строительстве железной дороги поднял Дмитрий Дмитриевич Гончаров (племянник Натальи Гончаровой, владелец Полотняного завода), он был гласным Медынского земства и понимал, что городу надо развиваться.  

Калужане добивались строительства железной дороги восемь лет. Губернатор обращался к императору. И 1870 году Александр II дал добро.

Когда железную дорогу открыли, для Калуги это было большим событием.

Собралось множество народу, приехал калужский губернатор Шевич, городской голова, предводитель дворянства.

Был совершен молебен с водоосвящением.

И калужане первое время ходили встречать поезда.

Движение по железной дороге было редким, и каждое прибытие поезда становилось праздником. 

Вокзал находился за путями (в советское время он был переоборудован в заводской цех). Иногда здесь собирался чуть ли не весь город. Состав подходил к перрону под аплодисменты, приезжающим дарили цветы.

Железная дорога была частной. К 1883 году Калуга уже принимала около 70 000 пассажиров и перевозила более 2 700 000 пудов грузов.

Станция находилась за городом, потому что в том время Калуга заканчивалась в районе Концертного зала и далее шли небольшие деревянные дома.

Когда появилась железная дорога, построили не только вокзал, но и главные мастерские, двухклассное училище для детей железнодорожников, железнодорожное училище.

Позже организовали в городе и отдельную Окскую железнодорожную ветку. Она шла от станции Калуга I к реке, так как в конце переулка Знаменского (ныне это улица Беляева) работал лесозавод.

В 1882 году она была закрыта из-за нерентабельности и разобрана. А в 1908 году её выстроили заново.

так выглядел первый железнодорожный вокзал в Калуге.
так выглядел первый железнодорожный вокзал в Калуге.

Дела нет никакого

Осенью 1875 года на Ряжско-Вяземскую железную дорогу устроился делопроизводителем писатель Глеб Успенский.

Проработал он здесь буквально пару месяцев, в письмах сетовал, что сидит без дела.

Успенский писал: «Только что кое-как устроился в Калуге…  Что Григорьев? Пусть бы он приезжал ко мне в Калугу отдохнуть - он бы нашел тут людей без водки и, право, хороших...

Пишу на лоскутке — ибо сижу в должности, — дела нет никакого, и меня совершенно не неволят. Занимаюсь покуда чтением романов….

Думаю, сделать так: на Рождество быть за границей, — а с весны перевезти семью прямо в деревню.

Можно близ Калуги, верстах в десяти, и от железной дороги верстах в двух, нанять отличное имение с землей, скотом: лошади, коровы, — рублей за 150 в год.

В доме мебель, словом, все нужное. Сам буду жить в Калуге и приезжать домой. Не знаю, состоится ли это. Ах, если бы мне так тихо пожить и одуматься, хоть бы до весны.

… На дворе мороз, праздник Казанской, мужичьи дровни, сани, священник несет за заднюю ногу живого поросенка, точно удав поймал какого-нибудь зверька и тащит его жрать. Все это мне теперь в охотку».

Отдали в казённое управление

Первая железная дорога оказалась неудобной, она была слишком длинной и извилистой, поэтому не выдерживала конкуренции.

Глеб Успенский писал: «…поезд пустой, со скоростью 40 верст в час, обязательно ходит два раза в сутки и приносит обществу чистый убыток в несколько тысяч рублей…

Я не понимаю, зачем дорога завела себя на белом свете». 

Грузов перевозилось мало, убытки росли. Через 15 лет после открытия Ряжско-Вяземская железная дорога перешла в казённое управление, а ещё через год была соединена с Ряжско-Моршанской и Моршанско-Сызранской.

И эту линию стали называть Сызрано-Вяземской. Её протяжённость была около 1250 верст.

К городу поезда Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту.
К городу поезда Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту.

Подъезжали по мосту

В 1899 году открывается движение по частной Московско-Киево-Воронежской железной дороге (Брянская линия).  И калужане просят провести ветку к городу.

В 1901 году по новой линии начинают ходить поезда. Калужане теперь могли ездить в Москву. Ранее в Москву ездили через Тулу.

В связи с открытием новой железнодорожной ветки в начале XX века строится новое здание вокзала. Он был призван обслуживать обе железные дороги - и Московско-Киево-Воронежскую, и Сызрано-Вяземскую.

Как один из важнейших объектов Калуги вокзал имел свою небольшую электростанцию (городская электростанция вступила в строй лишь в 1912 году).

К городу поезда Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту, от которого сейчас остались только опоры между улицами Московская и Ленина. Мост был разобран в 60-е годы XX века. 

Лента настроения
21 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
eyJpdiI6InpPdGdIR3JIVERNcGM0YmpwS0ZBUnc9PSIsInZhbHVlIjoiZkxtTVlmcEtwQ1pLQXdIZkVHaEdDd2liSDFjV081ZlNxRyt4VlkvZktTN0o1NFFmOXMxS2hpSW5iQzhIWmh0QUhGeW8za3hNR1FpNEpIWUVMdno3MnFYRmVMOE1zQTk5Y0RLaUh6N1FDVzFXOE4wVGJqV0xOTWlZTGFnSWtSTkNHUE9xOFJ1R2dyckFoakFPUDZLa2l6cXpPMHVJblBXUDhiSzVFbzBhWkwxTjB1NmV4bTQzU0U4QUN3Yks5aW1renRSNzE1Q1VxczJObVNEYmtVZnB0V1ByZmN6c0ZQdjBCUjd5MFAza3U2ZFlvUEIwa1E0U3QrYzM4YXRHTTNTUGR0YXg0eUdvZHQ0V0p2V0VtaE9JMXdLNTRNcXE4NkhkZmRtRnR5VmdQdzNJUnE3dGlzaUUyMzRRUW5jYldQYlFTazF4R3p5aVg3UXkvZ25pSkxpbUhpY3JCc2llM0JaT1ZDUUI1ZFNRQlRMaVNNdTFLYnoyVTFSNUk4Zm1JVW50RXQ4WXFpMFByd2hMUWNoU3Nndm02N0lidjF2T0VHZW5kZ3JSejMvMldaU2JlTnNxYm5wUDR3VTJ0cmNhOHIvRCIsIm1hYyI6IjUwZjcwNTI3NjlhYzA1Y2QwZTJkNjkxMjhlZGMzMDhlMzJkM2FiMzI0ODg0NjI3YzQ3N2JhNGQ5ZGY3MDIxODciLCJ0YWciOiIifQ==
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