«Фурия войны преследует меня». В Калугу привезли работы Василия Верещагина

В Калужском музее изобразительных искусств открылась выставка из собрания Государственного Русского музея.
Татьяна Светлова
18:48 12.10
0 3258

Верещагин - художник высокого уровня. А Русский музей обладает самой большой коллекцией его работ.

После гибели художника в 1904 году при взрыве на броненосце «Петропавловск» произведения с посмертной выставки были закуплены правительством для музея.

Нынешняя выставка в Калужском музее изобразительных искусств может претендовать на статус одной из главных экспозиций года. Работать выставка будет до 16 февраля.

«После удачи», 1868 год
«После удачи», 1868 год

- В Калуге мы проводим уже 10-ю юбилейную выставку, на которой представлены 28 шедевров и собраний нашего музея, дополненные вещами из коллекции калужского музея, - объяснила на вернисаже научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX века, начало XXI века Государственного Русского музея Ольга НОВИКОВА.

-  На выставке можно познакомиться со всеми ключевыми периодами творчества Верещагина. Узнать, какие впечатления он привез из заграничных поездок, а путешествовал художник много.

Он застал ключевые события русской истории второй половины XIX века.

И обратите внимание, рамы у большинства полотен авторские, выполнены мастерами со всего мира по эскизам Верещагина. Здесь представлены рамы, которые были сделаны в Ростове, Санкт-Петербурге, Москве, даже в Японии и Франции.

«Японский нищий», 1903 год.
«Японский нищий», 1903 год.

Хотел писать солнце

Родился Василий Верещагин в 1842 году в Череповце, в семье небогатого предводителя дворянства, в день рождения своего отца. Всего в семье было 11 детей, четверо умерли в младенчестве.

Когда мальчику исполнилось 8 лет, родители отдали его в военный Александровский кадетский корпус, а потом он с отличием закончил петербургский морской корпус. И, несмотря на неодобрение родителей, поступил в Петербургскую Академию художеств.

Семья не смогла смириться с этим и отказалась помогать художнику материально. Но Верещагину повезло, он получил наследство от богатого дяди и смог поехать учиться живописи в Париж.  

В 1867 году он с радостью принял приглашение туркестанского генерал-губернатора состоять при нём художником. И одним из первых стал изображать войну не только с победами, но и с её жертвами, шокируя посетителей своих выставок.

Вызвал гнев даже у императора Александра II и будущего императора Александра III. Но на уступки не шёл, продолжал изображать войну без прикрас.

Художник много путешествовал и привозил из поездок различные редкие вещицы, собрал неплохую коллекцию. В быту был строг, придерживался расписания и не позволял никому заходить в мастерскую.

«В Иерусалиме. Царские гробницы» 1884 (1885?) год.
«В Иерусалиме. Царские гробницы» 1884 (1885?) год.

- Василий Верещагин - удивительный художник, который относится к плеяде замечательных мастеров нового времени, - говорит директор калужского музея изобразительных искусств Наталья МАРЧЕНКО. - Эти художники отвергли каноны академического искусства и пытались найти свой путь. Ставили перед собой политические, социальные, исторические темы.

И Василий Верещагин также был в поиске этих тем. Это был очень самоотверженный, смелый человек, который много путешествовал и, зачастую, становился участником тех событий, которые потом легли на его полотна, в том числе и батальных сцен.

Да, Верещагина называют известным баталистом. Хочу привести его цитату, он говорил: «Я всю жизнь хотел писать солнце, но фурия войны вновь и вновь преследует меня».

И эти слова оказались пророческими. Василий Верещагин погиб во время одного из сражений в ходе Русско-японской войны и покоится он где-то на дне Японского моря.

А творчество его с нами, оно продолжает жить. И созвучно нашему времени.

«Старуха-нищенка 96 лет», 1889 год.
«Старуха-нищенка 96 лет», 1889 год.
«Пушка» 1882 год.
«Пушка» 1882 год.

Мастер повествований

- Верещагин прежде всего мастер бессловесных повествований, бессловесных романов, - рассказал искусствовед Владимир ОБУХОВ. - Он великий мастер рассказывания. Причем эти повествования у него одушевлены грандиозными идеями, и главной из них - идеей войны.

Это был художник-борец, который, помимо всего прочего, объявил войну войне. Он не просто изображал войну, не просто был баталистом, он отчаянно сражался с самой идеей войны.

Да, в конечном счете, война его убила: взрыв броненосца «Петропавловск», совершенно жуткая кончина. Это была битва титанов. Верещагин боролся с войной, искренне её ненавидел.

Во время Русско-турецкой войны был убит его родной брат, а сам он тяжело ранен. И знаменитые вещи, посвященные русско-турецкой войне, он писал в Париже, отойдя немного от ран.

Ненавидя войну, всегда требовал, чтобы художник изображал её не через бинокль, а смотрел на неё лицом.

И некоторые вещи просто ужасные. Помните его картину «Апофеоз войны»: груда черепов на фоне пустыни, разграбленного среднеазиатского города.

В основе сюжета великий полководец Тамерлан, который, как известно, дошел аж до нашего Ельца, прогуливаясь по Азии, везде оставляя горы трупов. Но главное, это был мощный символ, почти плакат, ненависти к войне.

В этом плане Верещагин сделал ещё одно великое дело. В свое время Бальзак был потрясен, когда сообразил, что все романы, которые он пишет, можно объединить в единое повествование, в человеческую комедию.

Нечто подобное сделал и Верещагин. Он хотел показывать свои идеи, свои мысли как гигантские образы, где повествование переливалось бы из картины в картину.

При этом характер у художника был невыносимый. Это был яростный индивидуалист.

Когда ему предлагали вступить в ряды передвижников, очень почтенное общество, он отказался наотрез, потому что считал, что он особенный художник, что его диапазон шире, чем какие Репины, Суриковы. И, как не странно, был прав даже в своей гордыни.

И еще расскажу одну вещь. Верещагин – великий мастер экспо-арта, экспозиционного искусства. Его выставки, которые поразили всю Европу, Россию, были необыкновенными. На них выставлялись трофеи, оружие, предметы быта.

Прием страшно опасный - выставлять одновременно изображение, скажем, сабли и саму саблю, потому что живопись демонстрирует тем самым свою условность.

И часто у Верещагина чувствуется его умение и стремление придать работам иллюзионистичность. Прекрасно, что работы такого большого художника можно теперь увидеть в Калуге. 12+ 

«Старая Москва» 1880-1890 год.
«Старая Москва» 1880-1890 год.

Лента настроения
9 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 0 комментариев
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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