Самокатчики продолжают игнорировать запреты, а Верховный суд рассказал, как их наказывать
Как мы уже писали, во вторник, 25 июня, наши читатели прислали нам фото и видео, доказывающие, что самокатчикам плевать на запреты. Мы в тот же день прошли по улицам, где установлены запрещающие знаки и убедились: на них мало, кто реагирует.
Пока противостояние городских властей и прокатных компаний идет в пользу любителей кикшеринга. Хотя 25 июня к проблеме электросамокатов подключился Пленум Верховного суда РФ.
Мы собрали воедино все последние данные по проблеме и попытались понять, что может коренным образом решить проблему с самокатами в Калуге.
А нам все равно
Запрещающие проезд на электросамокатах дорожные знаки появились в Калуге на улицах Кирова и Суворова. На улице Суворова знаки начинаются от перекрестка с улицей Московской и далее в сторону театра. А на так называемой калужской Гантеле – участке от сквера Мира до площади Победы, - мы насчитали несколько десятков таких знаков.
Увы, почти столько же – стоящих на тротуарах электросамокатов.
Видимо, стало особым шиком самокатчиков оставлять двухколесные желтые СИМы прямо под запрещающим знаком. Мол, хоть облепите всю Калугу этими знаками, нам все равно. Как ездили, так и будем ездить. А ведь по словам городских властей, с прокатными компаниями вроде как удалось договориться. К тому же дорожные знаки официально не просто круглые куски железа висящие на столбах.
В качестве оправдания, прокатчики могут говорить о том, что технически невозможно до метра определить эти стоп-зоны. Пока навигационный сигнал дойдет, СИМ может проехать несколько метров по запрещенной территории. Еще одна оговорка о том, что это те, кто выезжает из дворов.
Однако на деле в приложениях прокатчиков и на улице Суворова и на Кирова никаких ограничений проезда нет! На Кирова в приложениях кикшерингов стоит ограничение парковки и скорости до 3-5 км\ч, а на Суворова можно гонять со скоростью 10 км\ч.
На улице Суворова скопления самокатов замечаются повсеместно, особенно много их на подходе к офисному центру, где сбили маму с грудным ребенком.
Но самые массовые стоянки переместились на перекрестках в паре метров от улиц, пересекающих запретные.
Стоят и ждут своих клиентов самокаты и вокруг сквера Мира, и на тротуарах у площади Победы, а на Театральной площади кто-то оставил СИМ прямо у полицейской будки.
Неведома зверушка
Во вторник, 25 июня, Пленум Верховного суда РФ разъяснил обстоятельства наказания самокатчиков за нарушения ПДД.
В этой связи вспоминается решение ВС РФ от 2022 года, когда в Верховном суде разбиралось дело о ДТП с участием электросамоката. Тогда гражданин обратился с жалобой на решение суда нижестоящей инстанции.
Водитель автомобиля не заметил и не пропустил едущего на электросамокате человека, в результате водитель СИМа погиб. Автомобилист не согласился с тем, что нарушил ПДД, статью известную как «помеха справа».
Корнем разногласий стало определение статуса того, кто движется на самокате. Кто он - водитель или пешеход? Если водитель, то он подпадает под статью ДТП о «помехе справа», если пешеход – то здесь должны применяться другие статьи. Два года назад Верховный суд отказал в иске водителю. То есть, фактически, судам дали установку считать самокатчиков водителями.
На прошлой неделе в интервью радио «Комсомольская правда – Калуга» начальник калужской городской госавтоинспекции Алексей Москаленко также однозначно заявил, что самокатчики – это водители.
Теперь же многие эксперты трактуют решение так, что по логике ВС РФ, электросамокатчики признаны пешеходами. Мол, это следует из того, что в случае ДТП с тяжелым вредом здоровью или смертью, они несут уголовную ответственность по «пешеходной» статье уголовного кодекса.
- Лицо, управляющее средствами индивидуальной мобильности и допустившее нарушение правил безопасности и движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, несет ответственность по статье 268 УК РФ «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта», - заявил судья Верховного суда Сергей Абрамов.
Указанная статья предусматривает наказание для пешеходов, пассажиров и прочих участников движения, кроме тех, кто управляет транспортом. Т.е. водителей.
Эта «пешеходная» 268-я статья предполагает очень схожие наказания с «водительской» статьей 264 «Нарушение правил дорожного движения».
По мнению аналитиков, дающих в эти дни комментарии федеральным СМИ, выходит, что Верховный суд в части использования СИМов приравнивает самокатчиков к пешеходам, а в части наказания за тяжкий вред и смерть - к водителям.
Однако как нам кажется, водители СИМов больше подходят под категорию «и другие участники движения». Говоря простым языком Александра Пушкина: «Ни мышонок, ни лягушка, а неведома зверушка»
Бизнес есть бизнес
Справедливости ради, стоит отметить, что пояснение Верховного суда скорее не прояснило ситуацию, а ещё больше запутало её. Многочисленные эксперты стали по-своему интерпретировать разъяснения по СИМам.
Честно говоря, когда руководство Калуги заявляло о попытках договориться с кикшерниговыми компаниями, зашедшими в Калугу, мы весьма осторожно восприняли это сообщение. Главная задача бизнеса – прибыль, а социальная ответственность – его обременение и издержки. Собственно, поэтому бизнес очень редко идет на них добровольно и ждет до последнего, пока это не станет неизбежным. Для этого у него имеется штат юристов.
И если уж кикшеринги в Калуге плюют на знаки и продолжают позволять своим клиентам ездить по улицам со знаками, значит закон это им позволяет.
Так что пока просматривается единственный путь решения проблемы: изменения в местный закон о благоустройстве, о котором говорили в городской управе. Но, судя по тому, что предполагается не только его разработка, но и общественные слушания, дело затягивается.
А там уж и зима близко.
А что делать сейчас?
В идеале выход прост. Если подавляющее количество горожан против прокатных электросамокатов на улицах Калуги, то чего проще не пользоваться ими?
Тогда проблема решится сама собой. Калужане не будут платить прокатчикам, те, соответственно, быстренько свернут свой бизнес.
Убытки ему не нужны.