Электросамокаты: запретить или договориться - какой путь выберет Калуга?

Последние несколько недель в Калуге бушуют страсти вокруг электросамокатов. Почти каждый день на дорогах и тротуарах областного центра происходит ДТП с их участием.
Владимир Андреев
09:00 22.06
3 5774

До смертельной трагедии у нас пока не дошло (и надеемся не дойдет), но сбитые коленки, разбитые об асфальт лица и тяжкий вред здоровью уже имеются.

Что с этим делать? Как урегулировать проблему? И что в этой ситуации может предпринимать госавтоинспекция?

Об этом мы подробно поговорили с гостем радиостудии «Комсомольская правда – Калуга», начальником городского ГАИ, Алексеем Москаленко.

Штрафовали не всех

- Алексей Олегович, на днях прошел рейд. На ваш взгляд, он был эффективен? Все-таки 11 человек оштрафованы за нарушения езды на электросамокатах.

- Подобные рейды у нас проходят регулярно. Разница в чем? В том, что рейд проходил на территории областного центра после того, как были установлены дорожные знаки 3.35 «Движение СИМ запрещено». И это вызвало определенный резонанс.

Основная задача была все-таки профилактика. Мы разъясняли правила, многие, относились с пониманием, но в отдельных случаях привлекали к административной ответственности.

- Эти 11 человек были злостные нарушители?

- Кто-то, видя сотрудников полиции, спешивался и шел пешком. Мы понимаем, человек уже вроде бы отреагировал, всё понимает правильно. Поэтому где-то достаточно было провести профилактическую беседу. Тех, кто продолжал ехать, уже приходилось останавливать.

Могу констатировать факт, что эффективность рейда была первые, наверное, час-полтора. Через какое-то время были уже единичные случаи, когда кто-то просто откуда-то со двора выезжал. По-видимому, сарафанное радио разнесло, может быть, где-то в соцсетях информация прошла.

- Почему во время рейда на Кирова оштрафованы только совершеннолетние самокатчики, ведь гоняют в основном дети? Почему не привлекают их родителей?

- Потому что совершеннолетних мы имеем право сразу привлечь к административной ответственности. Что касается несовершеннолетних, не всегда мы можем привлечь их к административной ответственности, потому что материал составляется в присутствии законного представителя, либо сотрудникам ПДН. А у нас не так много сотрудников было задействовано.

Рамки закона не позволяют

- Но ведь если в правилах написано, что несовершеннолетние не имеют права пользоваться прокатом самокатов, вы имеете полное право его остановить и арестовать СИМ. Или нет?

- Нет, СИМ мы арестовать как раз не можем, законодательством это не предусмотрено. Для автомобиля есть водительское удостоверение. При его отсутствии кодекс предусматривает административное задержание транспортного средства. Что касается СИМ, ребёнок, в принципе, по правилам дорожного движения имеет право управлять им, двигаясь по тротуару.

На самом деле законодательство в этом вопросе, на мой взгляд, не идеальное. Хорошо, что первые шаги сделаны, но есть над чем работать, есть куда стремиться. А мы работаем в рамках правового поля.

- То есть, вам не достаёт того самого постановления, чёткого алгоритма действий?

- Конечно. Наверное, калужане уже слышали о том, что ведется работа законом о благоустройстве. Там многие моменты, касающиеся СИМов, будут прописаны. Тогда будут определенные места для парковки, будут еще какие-то моменты.

- Вы на одном из совещаний заявили, что кикшеринговые компании нас не слышат, навстречу не идут…

- Потому что мы об этом говорим с 2023 года. Потому что уже в том сезоне были проблемы и прокат это показал. Аналитика этих ДТП с участием прокатных самокатов уже тогда показала, что проблем будет еще больше.

- А что касается парковки на тротуарах?

- К сожалению, ещё раз говорю, законодательством конкретно этот вопрос не регламентирован. Вот если машина заедет, там чётко прописано, что водители подвергаются административной ответственности. А СИМы имеют право парковать на тротуарах.

Вот если в законе о благоустройстве будут прописаны чётко отведённые места для парковки, у нас будет возможность реагировать.

Ещё проще решить вопрос на уровне федерального законодательства. Наверное, всё-таки предусмотреть какое-нибудь водительское удостоверение, допустим, для прокатных самокатов.

 

Проблема планетарного масштаба

- А почему бы нам не перенять опыт Перми?

- В Перми приняли закон о благоустройстве и на законных основаниях внесли изменения в местный закон. В этом плане это самый удачный опыт. Санкт-Петербург и Тверь пошли по немного иному пути.

На самом деле это проблема не только в России. Во Франции, к примеру, запретили езду на электросамокатах, а где-то необходимо наличие водительского удостоверения, где-то оставили всё как есть, но ограничили скорость.  Пока нет единой практики. Все работают чуть по-разному.

У нас сейчас обсуждается вопрос создания интернет ресурса, куда люди могут скидывать видео или фото с нарушителями. Например, скинули туда, направили шеринговой компании, они ввели свои штрафные санкции. Некоторые города по такому пути пошли, это тоже вариант.

 Кататься или ездить?

- А, в принципе, электросамокат – это средство передвижения или средство развлечения?

- Изначально, когда министерство транспорта прорабатывало этот вопрос, рассматривалось, как средство передвижения. Это своего рода альтернатива была в том числе и общественному транспорту. Но у нас, к сожалению, и я думаю, это не только в Калуге, а везде, превратилось в такой своеобразный аттракцион, когда молодежь лавирует между пешеходами. Отсюда и проблемы.

Дело в том, что у нас уже не только разбитые носы и коленки. В Калуге уже возбуждено уголовное дело по статье 268 «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта». Это случай, когда пожилой женщине был причинён тяжкий вред здоровью.

- А как вы считаете, увеличение штрафов поможет? Сейчас, насколько я понимаю, 800 рублей штраф…

- Я своё мнение выскажу: 800 рублей это смешной штраф, такого вообще не должно быть, пусть это кому-то и не понравится.

Штраф должен быть таким, чтобы человек боялся нарушить правило. Однако, штрафные санкции должны быть и в отношении шеринговых компаний за их системные нарушения. Пока у нас штрафы работают только в отношении водителя.

- Тот, кто стоит и едет на этом электросамокате, он водитель или пешеход?

- Водитель.

- А можно ли, как вы считаете, решить проблему, если ввести регистрацию частных СИМов?

- Вряд ли это возможно в ближайшем будущем. Тут, скорее всего, помогут комплексы фотовидеофиксации. Но главное – законодательная база, чтобы мы могли по ней работать. Иначе мы не вправе что-либо предпринимать.

- В Калуге повесили знаки, запрещающие езду на СИМах на некоторых улицах. Их количество будет расширяться?

- Инициатором выступает городская управа. Нам они предоставляют проект на согласование. Пока езда запрещена по улице Кирова от сквера Мира до площади Победы, в парке культуры и отдыха, в парке Циолковского.

Но самое главное, как нам стало известно, в настоящий момент две шеринговых компании пошли навстречу инициативам власти, на согласование взаимоприемлемых условий работы на территории города Калуги. И, скорее всего, будут приняты соответствующие договоренности.


Новости по тегу
Лента настроения
14 оценили
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Поделитесь с нами
Обсудить новость
Партнёрские новости
Всего: 3 комментария
Чтобы оставлять комментарии Авторизуйтесь
Лента комментариев
Афиша
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