Электросамокаты: запретить или договориться - какой путь выберет Калуга?
До смертельной трагедии у нас пока не дошло (и надеемся не дойдет), но сбитые коленки, разбитые об асфальт лица и тяжкий вред здоровью уже имеются.
Что с этим делать? Как урегулировать проблему? И что в этой ситуации может предпринимать госавтоинспекция?
Об этом мы подробно поговорили с гостем радиостудии «Комсомольская правда – Калуга», начальником городского ГАИ, Алексеем Москаленко.
Штрафовали не всех
- Алексей Олегович, на днях прошел рейд. На ваш взгляд, он был эффективен? Все-таки 11 человек оштрафованы за нарушения езды на электросамокатах.
- Подобные рейды у нас проходят регулярно. Разница в чем? В том, что рейд проходил на территории областного центра после того, как были установлены дорожные знаки 3.35 «Движение СИМ запрещено». И это вызвало определенный резонанс.
Основная задача была все-таки профилактика. Мы разъясняли правила, многие, относились с пониманием, но в отдельных случаях привлекали к административной ответственности.
- Эти 11 человек были злостные нарушители?
- Кто-то, видя сотрудников полиции, спешивался и шел пешком. Мы понимаем, человек уже вроде бы отреагировал, всё понимает правильно. Поэтому где-то достаточно было провести профилактическую беседу. Тех, кто продолжал ехать, уже приходилось останавливать.
Могу констатировать факт, что эффективность рейда была первые, наверное, час-полтора. Через какое-то время были уже единичные случаи, когда кто-то просто откуда-то со двора выезжал. По-видимому, сарафанное радио разнесло, может быть, где-то в соцсетях информация прошла.
- Почему во время рейда на Кирова оштрафованы только совершеннолетние самокатчики, ведь гоняют в основном дети? Почему не привлекают их родителей?
- Потому что совершеннолетних мы имеем право сразу привлечь к административной ответственности. Что касается несовершеннолетних, не всегда мы можем привлечь их к административной ответственности, потому что материал составляется в присутствии законного представителя, либо сотрудникам ПДН. А у нас не так много сотрудников было задействовано.
Рамки закона не позволяют
- Но ведь если в правилах написано, что несовершеннолетние не имеют права пользоваться прокатом самокатов, вы имеете полное право его остановить и арестовать СИМ. Или нет?
- Нет, СИМ мы арестовать как раз не можем, законодательством это не предусмотрено. Для автомобиля есть водительское удостоверение. При его отсутствии кодекс предусматривает административное задержание транспортного средства. Что касается СИМ, ребёнок, в принципе, по правилам дорожного движения имеет право управлять им, двигаясь по тротуару.
На самом деле законодательство в этом вопросе, на мой взгляд, не идеальное. Хорошо, что первые шаги сделаны, но есть над чем работать, есть куда стремиться. А мы работаем в рамках правового поля.
- То есть, вам не достаёт того самого постановления, чёткого алгоритма действий?
- Конечно. Наверное, калужане уже слышали о том, что ведется работа законом о благоустройстве. Там многие моменты, касающиеся СИМов, будут прописаны. Тогда будут определенные места для парковки, будут еще какие-то моменты.
- Вы на одном из совещаний заявили, что кикшеринговые компании нас не слышат, навстречу не идут…
- Потому что мы об этом говорим с 2023 года. Потому что уже в том сезоне были проблемы и прокат это показал. Аналитика этих ДТП с участием прокатных самокатов уже тогда показала, что проблем будет еще больше.
- А что касается парковки на тротуарах?
- К сожалению, ещё раз говорю, законодательством конкретно этот вопрос не регламентирован. Вот если машина заедет, там чётко прописано, что водители подвергаются административной ответственности. А СИМы имеют право парковать на тротуарах.
Вот если в законе о благоустройстве будут прописаны чётко отведённые места для парковки, у нас будет возможность реагировать.
Ещё проще решить вопрос на уровне федерального законодательства. Наверное, всё-таки предусмотреть какое-нибудь водительское удостоверение, допустим, для прокатных самокатов.
Проблема планетарного масштаба
- А почему бы нам не перенять опыт Перми?
- В Перми приняли закон о благоустройстве и на законных основаниях внесли изменения в местный закон. В этом плане это самый удачный опыт. Санкт-Петербург и Тверь пошли по немного иному пути.
На самом деле это проблема не только в России. Во Франции, к примеру, запретили езду на электросамокатах, а где-то необходимо наличие водительского удостоверения, где-то оставили всё как есть, но ограничили скорость. Пока нет единой практики. Все работают чуть по-разному.
У нас сейчас обсуждается вопрос создания интернет ресурса, куда люди могут скидывать видео или фото с нарушителями. Например, скинули туда, направили шеринговой компании, они ввели свои штрафные санкции. Некоторые города по такому пути пошли, это тоже вариант.
Кататься или ездить?
- А, в принципе, электросамокат – это средство передвижения или средство развлечения?
- Изначально, когда министерство транспорта прорабатывало этот вопрос, рассматривалось, как средство передвижения. Это своего рода альтернатива была в том числе и общественному транспорту. Но у нас, к сожалению, и я думаю, это не только в Калуге, а везде, превратилось в такой своеобразный аттракцион, когда молодежь лавирует между пешеходами. Отсюда и проблемы.
Дело в том, что у нас уже не только разбитые носы и коленки. В Калуге уже возбуждено уголовное дело по статье 268 «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта». Это случай, когда пожилой женщине был причинён тяжкий вред здоровью.
- А как вы считаете, увеличение штрафов поможет? Сейчас, насколько я понимаю, 800 рублей штраф…
- Я своё мнение выскажу: 800 рублей это смешной штраф, такого вообще не должно быть, пусть это кому-то и не понравится.
Штраф должен быть таким, чтобы человек боялся нарушить правило. Однако, штрафные санкции должны быть и в отношении шеринговых компаний за их системные нарушения. Пока у нас штрафы работают только в отношении водителя.
- Тот, кто стоит и едет на этом электросамокате, он водитель или пешеход?
- Водитель.
- А можно ли, как вы считаете, решить проблему, если ввести регистрацию частных СИМов?
- Вряд ли это возможно в ближайшем будущем. Тут, скорее всего, помогут комплексы фотовидеофиксации. Но главное – законодательная база, чтобы мы могли по ней работать. Иначе мы не вправе что-либо предпринимать.
- В Калуге повесили знаки, запрещающие езду на СИМах на некоторых улицах. Их количество будет расширяться?
- Инициатором выступает городская управа. Нам они предоставляют проект на согласование. Пока езда запрещена по улице Кирова от сквера Мира до площади Победы, в парке культуры и отдыха, в парке Циолковского.
Но самое главное, как нам стало известно, в настоящий момент две шеринговых компании пошли навстречу инициативам власти, на согласование взаимоприемлемых условий работы на территории города Калуги. И, скорее всего, будут приняты соответствующие договоренности.